Развитие культуры в послевоенные годы

Развитие культуры в послевоенные годы

Война отрицательно сказалась не только на экономике, но и на всей социальной жизни. Например, в 1945 году число учащихся в школах района было вдвое меньше, чем в 1940 году. Испытывался недостаток учителей, школьные здания почти не ремонтировались и плохо отапливались. Но патриоты-учителя делали все возможное и невозможное, чтобы сохранить школы, оказывали помощь нуждающимся детям, вместе со школьниками работали на колхозных полях и ремонтировали школы, заготавливали топливо.

С окончанием войны общественные и хозяйственные органы принимают меры к улучшению работы школ, к совершенствованию их сети. Колхозы оказывали помощь в ремонте школьных зданий, в обеспечении их топливом. В 1949/50 учебном году ставится задача всех учащихся, окончивших четвертые классы, охватить обучением в пятых классах. Начался переход к обязательному неполному среднему образованию. Быстро увеличилось число учащихся старших классов. Если в 1947 году Полтавская средняя школа выпустила 18 человек, то в 1950 году эту школу закончило 58, а в 1954 году уже 82 выпускника.

  Райкомом партии и райисполкомом был принят ряд решений о строительстве школ, Оборудовании классов, в том числе и сельхозмашинами. Энергичную работу по совершенствованию сети школ, повышению педагогического мастерства учителей проводил отдел народного образования, который на протяжении 25 лет возглавляли Н. И. Кондратенко и В. Д. Ишутин. Сложившиеся традиции настойчиво продолжают Н. В. Целина, директора школ.

  С укрупнением колхозов и объявлением некоторых малых деревень неперспективными часть однокомплектных начальных школ закрылась, зато возросло число неполных средних и средних школ. К 1965 году в районе работало 56 школ, в том числе 25 начальных, 24 восьмилетних, 7 средних. В них обучалось 7100 учеников, работало учителей 450. К 1975 году в районе осталось 46 школ. Известно, что непродуманная политика ликвидации неперспективных деревень ускорила отток сельского населения. Это коснулось и Полтавского района, численность населения сократилась до 20 тысяч человек. Число учащихся с 8 тысяч к 1965 году уменьшилось до 5800, а к 1982 - до 4000.

  Уезжала в основном молодежь. Наметилась тенденция старения деревни. Для исправления положения в области принимаются срочные меры: начинается строительство школьных зданий, открываются детские садики в деревнях. Полтавский район в этой работе выступил инициатором. К 1990 году было построено 21 дошкольное детское учреждение на 1700 мест.

  Построено новых типовых школ: в 60-е годы - 9, в 70-е - 11 и в 80-е - 19. Двух- и трехэтажные школы украшают современные села. Полтавские школы № 1 и 2 каждая на 624 места, Ольгинская, Еремеевская, Соловьевская - на 392 места. Просторные здания получили восьмилетние школы в Терпенье, Гостиловке, Коконовке, Каменке, Крыме и других селениях. В большинстве школ односменные занятия. Развитую сеть школ дополняет профессиональное сельскохозяйственное училище с хорошо оборудованными учебными корпусами, мастерскими, общежитиями, спорткомплексом.

  В 1971 году было принято очень важное постановление "О работе Еремеевской средней школы и совхоза "Еремеевский" Полтавского района по трудовому воспитанию и профессиональной ориентации школьников". К моменту принятия постановления в Еремеевской школе имелся накопленный опыт. Многие из выпускников уже работали в совхозе, другие по направлениям учились в институтах и техникумах и собирались возвращаться в родное село. Совхоз построил для школы мастерские, приобрел 22 металлорежущих и деревообрабатывающих станка, передал для обучения школьников два новых автомобиля, три трактора, комбайн. За школой было закреплено 207 гектаров земли, из школьников старших классов создавались звенья полеводов, садоводов, животноводов, свекловодов, строителей, портных. Ежегодно из школьников комплектовалась бригада в 120 человек, для нее в саду был построен культстан с домиками для спален и занятий. К 1983 году школа подготовила 538 механизаторов, 157 шоферов, 387 мастеров машинного доения. Из 31 человека выпуска 1983 года 12 остались в совхозе, работают по полученным в школе специальностям, семь пошли на учебу в институты, четверо пополнили штат вновь открытого ателье. За 20 лет целенаправленной работы произошло омоложение села. До 40 процентов его жителей составляет молодежь до 30-летнего возраста.

  Не ослабляя требований к знаниям учащихся, коллектив школы особое внимание обращал на организацию профессиональной подготовки. Один из молодых энергичных преподавателей М. А. Руденок стал организатором внеклассной работы, а потом и завучем школы. Михаил Александрович в Сибирь был направлен после окончания Новозыбковского пединститута. После службы в армии имел намерение возвратиться на Брянщину. Демобилизовавшись, решил заехать в Еремеевку попрощаться с коллегами. Но энтузиазм, даривший в коллективе, всемерная поддержка со стороны администрации совхоза профессиональной ориентации учащихся увлекли молодого преподавателя, и он остался в Еремеевке, позже работал в администрации района, в облоно, а ныне заместитель главы администрации области.

  Педагогический коллектив Еремеевской, как и других школ, ставил задачей не только дать учащимся знания, умение пользоваться техникой, но и заземлить полученные знания, сильнее связать молодых с отчим краем, родным селом, семьей. Развертывается краеведческая работа, сбор материалов по истории села, семей. На уроках истории, литературы ребята получали задания по сбору материалов и писали сочинения о своих семьях, о родном селе, беседовали со стариками, своими родными. Собранные учащимися материалы положили начало школьному музею, который ныне, как музей села Еремеевки, является одним из лучших в области. Много труда и энергии в создание музея вложил преподаватель школы Александр Егорович Ваганов и пришедший ему на смену фронтовик Иван Григорьевич Гресь.

  Обращение учителей и учащихся к старожилам, помещение их фотографий и сведений о их трудовой деятельности в музейных экспонатах повысили авторитет школы и педагогов. Опыт Еремеевской школы и совхоза широко пропагандировался. Директор школы И. Ф. Таран и директор совхоза П. Ф. Гребенников в 1971 году издали брошюру "Учить труду - учить жизни". В 1982 году в Еремеевке прошел Всероссийский семинар по обмену опытом технического обучения, были показаны образцы новых тракторов, комбайнов, которые обновляются в школе каждые три года, и ребята изучают лишь новейшие машины. Это предопределило будущее села. В настоящее время почти все специалисты Еремеевского совхоза — бывшие питомцы школы. Ее выпускник В. И. Сырейщиков после института работал агрономом, главным агрономом совхоза, ныне глава администрации района. В. С. Кузько - главный бухгалтер совхоза, Н. М. Захаров, М. И. Носкова - управляющие отделениями.

  За достигнутые успехи директор школы Иван Федорович Таран был награжден орденом Трудового Красного Знамени и удостоен звания "Заслуженный учитель школы РСФСР".

  Успешно проводилась работа по профессиональной ориентации молодежи и в других школах района. При Вольновской средней школе создан учебно-производственный комбинат, где школьники получают сельские профессии. Учебному комбинату постоянное внимание оказывает директор совхоза А. Н. Жог- ликов, главные специалисты.

  Один из организаторов производственного обучения этой школы Борис Михайлович Смагин получил звание «Заслуженный механизатор РСФСР». Лучшие из учеников Вольновской школы направляются на учебу в институты. За последние годы 30 стипендиатов совхоза закончили институты, в том числе и медицинский, и некоторые из них работают во вновь открытой поликлинике, размещенной в типовом помещении. Ныне почти все специалисты Вольновского совхоза, как и Еремеевского,- выпускники местной школы и бывшие стипендиаты совхоза. Работу по профессиональной ориентации школьников продолжают и другие средние школы. Вместе с аттестатами о среднем образовании выпускники получают квалификационные удостоверения по специальностям: сельский механизатор, оператор машинного доения, водитель автомобиля, швея и т. д. Ежегодно до трети выпускников остаются работать в родных селах, етолыш же продолжают учебу в высших и средних специальных учебных заведениях.

  Большую организаторскую и воспитательную работу с учащимися и молодежью проводил в свое время райком комсомола и его секретарь В. А. Эрлих, сам прошедший подготовку и закалку через школьную ученическую бригаду, а затем окончивший автодорожный институт. В те годы систематически проводились слеты молодых работников, поощрение грамотами, переходящими вымпелами, представление на грамоты ЦК ВЛКСМ и присуждение званий победителей соревнования. Это помогало закреплять молодежь в селе, растить из молодых организаторов и увлеченных специалистов.

  В послевоенные годы в районе устойчиво развивалась сеть культурно-просветительных учреждений, открывались сельские библиотеки, избы-читальни реорганизовывались в клубы, клубы центральных усадеб хозяйств стали домами культуры, получили новые типовые здания с залами на 500-350 мест и комнатами для кружковой работы. Сейчас в райцентре и на селе имеется 45 домов культуры и клубов, на каждую 1000 жителей в них приходится по 326 посадочных мест, что значительно больше, чем в соседних районах - Шербакульском и Исилькульском. Полтавский районный, совхозные Красногорский, Еремеевский, Вольновский дома культуры кроме обширных зрительных залов имеют просторные хорошо оформленные фойе, по 3-5 комнат для кружковой работы. К некоторым ДК пристроены спортивные залы.

  Большой вклад в развитие культурно-просветительных учреждений внесла Е.Р. Драгуновская (Кролевец). В свое время Екатерина Романовна начала работать библиотекарем. Как инициативного, энергичного работника, ее выдвинули заведовать отделом культуры, который она возглавляла 26 лет. Ей присвоено почетное звание "Заслуженный работник культуры".

  Лучшим в районе считается Еремеевский дом культуры, многие годы возглавляемый инициативным, профессионально подготовленным директором Натальей Григорьевной Ломан. При Доме культуры успешно работает вокально-инструментальный ансамбль, хоровой, драматический и танцевальный коллективы, несколько кружков для школьников. Для самодеятельных коллективов приобретены костюмы, музыкальные инструменты и многое другое.

  Более 30 лет в Полтавке работает школа искусств. Для нее передано одно из лучших помещений - здание бывшего райкома партии. В школе искусств действуют классы баяна, фортепиано, народных инструментов, вокально-хоровой. В ряде центральных усадеб хозяйств открыты филиалы школы. Многие из выпускников этого учебного заведения после окончания музыкального училища вернулись в район, работают в школах, руководят коллективами художественной самодеятельности.

  С достижением всеобщей грамотности Полтавский район стал самым «читающим» в области. В 1950 году по инициативе Полтавского района в Омской области началась кампания создания колхозных библиотек. Тысячи книг передал для них шефствующий над районом коллектив завода им. Баранова. Во всех 16- колхозах района сформировались библиотечки. В дальнейшем вновь создаваемые сельские библиотеки объединялись с колхозными. В Еремеевской библиотеке книжный фонд удвоился и составил более 4000 томов, число читателей превысило 500, было создано шесть передвижек для полеводческих бригад и ферм. По лучшим произведениям художественной литературы проводились читательские конференции, устраивались книжные выставки.

  Быстро росли книжные фонды и других библиотек. Клубная библиотека села Красногорки имела лишь 900 книг и 80 читателей, с открытием сельской библиотеки и объединением ее с колхозной книжный фонд увеличился до 3000 экземпляров, число читателей достигло 400, книговыдача составила более 15000. Библиотека обслуживала работников МТС, где действовала передвижка и имелось более 140 читателей.

  С укрупнением колхозов и населенных пунктов число колхозных библиотек несколько сократилось. В настоящее время в районе работает 25 массовых библиотек с книжным фондом 286 тысяч томов. На 1000 жителей приходится в среднем 12149 книг. Несмотря на засилие телевидения, селяне по-прежнему тянутся на библиотечный огонек. Двум библиотекарям с многолетним стажем Н. П. Гринкеевой и А. М. Трушкиной присвоены почетные звания "Заслуженный работник культуры".

  В последние годы строительство учреждений культуры повсеместно свернуто, но в Полтавском районе стройки продолжаются. В центре рабочего поселка возведено двухэтажное здание музея. Такого нет ни в одном райцентре. Строится типовая библиотека, которая будет лучшей в области.

Источник: А. Колесников. Полтавка Сибирская. Очерки истории района, Омск, 1995 г., 198 с.


Комментарии

Нет комментариев

 Полтавка

Добавлено DESa 15 лет назад

Посмотреть на карте

 Популярные точки района

озеро Эбейты (Материалов: 24)

Полтавка (Материалов: 18)

Платово (Материалов: 5)

Еремеевка (Материалов: 2)

Ольгино (Материалов: 1)

Шаровка (Материалов: 1)

Красногорка (Материалов: 1)

Новоильиновка (Материалов: 1)

 ТАКЖЕ МОЖНО ПОСМОТРЕТЬ:

1 комментарий | Автор: Natalya

0 комментариев | Автор: flaster

1 комментарий | Автор: KEA87

 

Омск - создание сайтов