Дневник событий в Рыжково. 1920-1925 гг.

Дневник событий в Рыжково. 1920-1925 гг.

По публикациям в газете Siberi Tööline ( она же Siberi Teataja, Kommunaar в последствии)

На русский язык перевел Иван Эспер.

№ 3, 11 марта. Рубрика «Из поселений».

  Из Рыжково ( Тюкалинский уезд) Рыжково является одним из старейших и в то же время темнейших эстонских селений. Эстонцев здесь вместе с обэстонившимися латышами и финнами около 700 душ, но эстонского в них не осталось ничего, кроме смешанного эстонского языка. По по-эстонски чисто говорят и умеют читать только старшие люди; люди среднего поколения читают в основном только по-русски, а молодежь почти полностью неграмотна. Теперь в селе хоть и есть эстонский учитель, но учить все равно приходится на русском языке, поскольку большая часть учеников – латыши. В целом эстонцы относятся к школе более равнодушно, чем латыши, как и вообще к образованию и успеху. Царящая здесь национальная вражда является, наверное, главной причиной отсталости. Политический кругозор предельно узок. Жители села легко верят всевозможным слухам, распространяемым кулаками и всяческими спекулянтами. Хотя делались попытки проводить политическую и партийную пропагандистскую работу, однако до сего времени видимые результаты этой работы отсутствуют. Книги и газеты интересуют большую часть людей только постольку, поскольку они пригодны в качестве бумаги для курения. На собрания и литературные вечера собираются едва по 20-30 человек. Продолжается самогоноварение, хотя и не с таким размахом, как прежде. Случаются и кражи сена, с которыми до сих пор боролись самосудом. Чувство единства, вследствие национальной вражды, находится на низком уровне и поэтому отсутствует надежда на рост политического взаимопонимания в ближайшее время, хотя с помощью революционной пропагандисткой работы здесь можно было бы чего-то добиться.  

№ 40, 21 декабря. Рубрика «Из поселений».

  Село Рыжково в Тюкалинском округе следует отнести к числу самых отсталых. Село следует считать интернациональным, поскольку в нем живут финны, латыши и эстонцы. И это представляется причиной того, что грязная агитация агентов Оптационной комиссии белой Эстонии, а точнее промысел по ловле душ, не нашел здесь благодатной почвы. У эстонцев и латышей здесь свои школы, работающие довольно успешно. Эстонцам удалось создать любительский кружок художественной самодеятельности и, как я убедился на паре репетиций, он работает удовлетворительно. Люди старшего поколения, кажется, противятся всякому новшеству и не хотят посылать детей в школу, боясь, что они, учась там, станут «безбожниками», отрекутся от веры. Они еще не в состоянии понять, что в советской стране отделены школа от церкви и церковь от государства, что вера – частное дело каждого человека, а не государства, что означает, что если человек считает своим то или иное вероисповедание, то может делать это без какого-либо принуждения, и государство не запрещает и не принуждает никого, не препятствует вести себя в вопросах веры по своему усмотрению. В то же время государство не может возлагать возмещение расходов по содержанию церквей и священников на тех, кто сознательно не признает религию. Именно поэтому не введено вероучение в школах, где будущих граждан государства учат только тому, что им необходимо в будущей повседневной жизни. Пьянство и самогоноварение в селе широко распространены, хотя зерна не хватает для обеспечения учителей и других советских работников. Так, например, в начале декабря им еще не выдали норму зерна за октябрь и ноябрь. В сельский исполнительный комитет пробрались сельские богатеи, ставящие интересы собственного кошелька выше общественных и государственных интересов. Этим можно объяснить также то, что они не борются с самогоноварением. От составителя: последний абзац статьи размыт и не читается.

  № 41, 28 декабря.       Рубрика «Из поселений».

  Из колонии Рыжково. По сравнению с другими селениями.Рыжково заметно отстало. Если узнают, что кто-то приехал из города, то боятся даже выйти из дома. Старшие люди очень недоверчивы и суеверны. Они называют антихристами тех, кто дает им объяснения по каким-либо вопросам и т.п. Странно видеть, что в наши дни человек является суеверным. От этого люди должны были давно освободиться. Молодежь, между тем, настроена совершенно иначе. Тайно, без ведома родителей, дети ходят в школу, требуя, чтобы учителя внесли их в список школьников, боясь в то же время связанных с этим домашних неприятностей. Они участвуют и в иных формах общественной жизни, создают кружки художественной самодеятельной и т.д. Однако деятельность молодежи должна быть еще более оживленной. Для этого молодые должны энергичнее сплотить свои ряды, так как будущее – за молодыми.

№ 6, 5 февраля.

  Эстонское селение Рыжково в Омской губернии, Тюкалинском округе, Камышинской волости является одним из старейших и крупнейших в Сибири. Кроме эстонцев, в нем живут финны и латыши. Первыми в Рыжкове поселились в 1805 году финны, переселившиеся из Петербургской губернии. К ним в 1811 году приселились эстонцы. Со временем несколько раз к ним приселялись латыши. Всего в селе более 400 дворов с числом жителей около 3000., половина из которых эстонцы. Хотя школа в селе «работает» уже долгое время, образовательный уровень и духовное развитие населения чрезвычайно низки. Подавляющее большинство жителей неграмотны. Последнее обстоятельство объяснимо тем, что до прихода советской власти школа была «на попечительстве» священников, которые вместо образования народа одурманивали и ослепляли его. Изгнание в прошлом году из Сибири правительства попов, помещиков, фабрикантов и генералов было одной из настоятельних и главных задач, к осуществлению которой правительство трудового народа приступило со всей энергией. В результате этого стало возможным создание в Рыжково в начале нынешнего учебного года на новой основе одной эстонской и одной латышской школ. Благодаря усилиям местных учителей уже заметно существенное улучшение школьного образования.среди рыжковских эстонцев. Создан эстонский рабочий клуб, в котором проводится раз в неделю чтение политической литературы, работают вечерние курсы ликвидации безграмотности среди взрослых и, кроме того, драматический кружок и кружок пения, в которых молодежь участвует с большим интересом.

  В воскресенье, 26 декабря прошлого года драмкружок организовал первый театрализованный вечер. Заведующий Эстонским подотделом Омского губернского отдела народного образования, совершавший инспекционный объезд губернии и оказавшийся в это время в Рыжково, сделал доклад по текущему политическому моменту, указав стоящие перед крестьянами-земледельцами важные задачи в связи со строительством советской республикой новой жизни. Кроме того, докладчик разъяснил слушателям политику советского правительства в области народного образования, особенно для национальных меньшинств. В заключение он рассказал о значении театра для народа. Затем выступили местные учителя с некоторыми декламациями. Завершился вечер постановкой пьесы «На верном пути». С учетом местных условий, представление можно считать удачным. Тесная школьная комната не вместила всех желающих, многим пришлось уйти домой. В течение всего вечера соблюдался образцовый порядок.

№ 14, 25 марта.    

  Село Рыжково в Тюкалинском уезде Омской губернии можно сейчас считать образцовым. Здесь живут вперемешку эстонцы, финны и латыши. Село, откуда полтора года назад учитель был вынужден убежать, поскольку жители посчитали его слишком «красным», может быть обрисовано сейчас совершенно иначе. В селе работают эстонская и латышская школы, а в ближайшее время ожидается прибытие финского учителя. В здании эстонской школы работает также школа для взрослых, которую молодежь довольно активно посещает. Кроме того, каждую неделю проводится чтение вслух, на которое приходит столько слушателей, что маленькое здание школы не вмещает всех желающих. При латышской и эстонской школах имеются также библиотеки. По инициативе эстонских учителей в селе создан рабочий клуб. В нем около 40 членов. Особенно активно работают кружки пения и художественной самодеятельности. Функционирует также эстонский женский коллектив в составе 25 членов, регулярно проводящий два раза в неделю собрания. Создана также ячейка РКП, в котором сейчас 6 членов.

  Намечается создание молодежного объединения, поскольку молодежь не хочет отставать от старших товарищей.

  В феврале, когда сюда прибыли белобандиты и хотели мобилизовать 17 сорокалетних мужчин (в то время как раз проводилась мобилизация и в других деревнях велись бои против белых банд), то наши мужчины разбежались и не дали себя мобилизовать. Если полтора года назад жители села были готовы прогнать учителя с работы, то теперь, когда в село прибыли белобандиты-грабители, они были готовы спасти своих «красных» учителей и прятали их до прихода помощи. Тем не менее жертвой белых пал латышский товарищ Якобсон. «Спи спокойно, товарищ! Мы продолжим незавершенное тобой дело» - воскликнуло почти все село на похоронах товарища. Наиболее сознательные жители села сдержали свое обещание.

  27 февраля в повестке дня праздничного собрания стояли: 1. Пение школьниками «Интернационала». 2 Доклад. 3. Выступления декламаторов. 4.Постановка пьесс Ойцта «Отец и сын» и «Красный пруд».5. Различные доклады на русском и эстонском языках. Актеры выразили в сыгранных ими ролях созданные писателями образы лучше, чем мне доводилось видеть у более опытных актеров. Хорн и Михкель сыграли свои роли очень правдоподобно и естественно; когда закончилась последняя часть пьесы «Отец и сын» и опустился занавес, на глазах многих зрителей появились слезы. 12 марта состоялась постановка пьес «Братство» и «Наследники» и 18 марта - торжества, посвященные памяти Парижской Коммуны».

  В заключение хотелось бы пожелать всем спешащим в Эстонию колонистам взять в пример село Рыжково и начать улучшать свою хозяйственную и культурную жизнь. Не верьте белогвардейским агентам и беритесь за ручки плуга. Стройте и укрепляйте сами свое лучшее будущее. В Эстонию пойдем лишь тогда, когда там будет развеваться красное знамя, как это случилось в Грузии.

№ 15, 1 апреля и № 16, 5 апреля. По материалам Первой Всесибирской конференции беспартийных эстонских женщин, состоявшейся 26-29.04.1921 в городе Омске.

  На второй день работы конференции, 27 апреля с отчетом о Рыжково выступила тов.Линдеманн:

  Женская секция в Рыжково создана в конце прошлого года. Сначала было тяжело работать, так как народ духовно еще темен, вследствие чего не приемлет новое. Прежде всего пришлось заняться ликвидацией неграмотности, что дало довольно хорошие результаты. Два раза в неделю проводятся собрания женской секции, участие в которых проходит довольно оживленно. Сейчас в секции состоит около 20 членов. На нескольких недельных собраниях женская секция активно занималась вязанием чулок и варежек для Красной Армии и оказанием помощи бедным детям.

  Затем докладчица призвала всех женщин создавать повсюду женские секции, так как только общими усилиями мы сможем построить наше светлое будущее – коммунизм. От имени рыжковской женской секции с отчетом выступила тов.Томпель, которая сказала, что сейчас началась как бы новая жизнь, люди ходят на собрания, где слушают научные доклады, читают книги и обмениваются мнениями по различным вопросам, с каждым днем и часом учатся и пополняют свои знания, чего нам здесь так не хватает. От имени рабочего клуба этого же села краткий обзор о деятельности клуба сделала тов. Мийль, указав, что клуб только что создан и, по сути, еще не успел начать работу, но надеется, что он вскоре будет выполнять стоящие перед ним задачи.

  От имени финнов села Рыжково Первую Всесибирскую конференцию беспартийных эстонских женщин приветствовала на финском языке тов.Рантала. Она сообщила, что в селе много финнов, но все они духовно отсталые. Школа имеется, но нет учителя. Недавно в Петербурге закончились курсы финских учителей, и она надеется, что и к ним пришлют учителя. В селе есть библиотека, но литература в ней так пронизана религией, что ею не годится пользоваться; в то же время новых, современных книг в ней еще нет. В работе клуба рыжковцы по несознательности не желают участвовать, кроме некоторых, недавно приехавших в село.

№ 18, 15 апреля. Рубрика: Первая Всесибирская конференция эстонских секций РКП.

  Конференция открылась в Омске 30 марта 1921 года. От имени расположенных в Тюкалинском округе трех эстонских поселений отчет сделала тов.Линдеманн: В трех эстонских селениях (Рыжково, Высоковский и Балтика) проживает всего около 4000 жителей, среди которых 29 членов РКП. По образовательному уровню эти селения далеко отстали от требований времени. Только Высоковский по образованию и политическому уровню, по сравнению с другими, продвинулся вперед. В деревне Балтика школы нет. В селе Рыжково духовная темнота настолько велика, что до сего времени боялись посылать детей в школу из опасения, что там их сделают коммунистами.

  Кроме школы, в селе функционируют изба-читальня и библиотека рабочего клуба, коллектив РКП в составе 12 членов и женские организации. Восстание белых не нашло там особой поддержки. Сознательность населения растет с каждым днем.

№ 19, 31 декабря. Рубрика: «Поселения».

  Селение далеко отстало политически и по образовательному уровню от других эстонских селений Сибири. Даже в нынешнем году Рыжково осталось без учителя. Духовная жизнь стоит на мертвой точке. У отдела народного образования нет сил, которые могли бы продолжить начатую в прошлом году работу. Но такие силы имеются на местах. Они потихоньку спрятались в теплые гнезда и не хотят оттуда выходить. Подобную картину наблюдаем мы и в Рыжково. На местах есть силы, которые могли бы продолжить образовательную работу, но они спят. Настало время разбудить их.

№ 23. Сообщения: От эстонской секции Омской губернии

  6 июля 1924 г. созывается конференция эстонцев, живущих в окрестностях Рыжково. Созываются представители деревень Рыжково, Палтиски, Высоковка, Высокая-Грива и Пиленова. Норма представительства не ограничена, но не менее 20 представителей из Рыжково, из Палтиски и Высоковки - по 5 представителей, из Пиленова и Высокой Гривы - по 3 делегата. Повестка дня:

  1. О внутреннем и международном положении.
  2. О кооперации.
  3. О сельскохозяйственных товариществах.
  4. О едином сельскохозяйственном налоге.
  5. О земельном и лесном законе.
  6. О государственном страховании.
  7. О просветительской работе (церковь и школа).
  8. О текущих делах.

  Начало 6 июля 1924 г. В 10 часов утра.

№ 27. Сибирские курсы учителей эстонских школ

  Курсы должны были начать работу 15 июля 1924 г. Приглашены 30 человек: из Омской губернии (6 учителей), Енисейской губернии (3 учителя), Алтайского края (1 учитель), Новониколаевской губернии (1 учитель) и Томской губернии. Из Томской губернии на курсы приехал к 15 июля один учитель, позднее – еще один и к 11 августа должны прибыть еще два учителя. Всего должно прибыть на курсы 14 учителей. Занятия начались только 21 июля. Лекторы должны были приехать из Ленинграда. Но к началу занятий они не приехали. Двое из них – Пийбе и Ханк – прибыли 6 августа и стали читать лекции по обществоведению. К 10 августа прибыл ректор Эстонского педагогического института тов. Ар.Валлнер. Поэтому только с 11 августа курсы начали работать полным ходом. Ректор читал лекции по педагогике.

  Главная причина неприбытия учителей на курсы – отсутствие средств.


Комментарии

Нет комментариев

 Рыжково

Добавлено Lud 15 лет назад

Посмотреть на карте

 Популярные точки района

Рыжково (Материалов: 58)

Шипуново (Материалов: 52)

Крутинка (Материалов: 34)

Новокарасук (Материалов: 34)

Паново (Материалов: 24)

Сингуль (Материалов: 20)

Усть-Логатка (Материалов: 19)

Китерма (Материалов: 17)

Солорёвка (Материалов: 13)

озеро Калыкуль (Материалов: 4)

 ТАКЖЕ МОЖНО ПОСМОТРЕТЬ:

0 комментариев | Автор: flaster

2 комментария | Автор: ist-fak

0 комментариев | Автор: ALEX5

1 комментарий | Автор: Natalya

0 комментариев | Автор: jeka

 

Омск - создание сайтов