История села Воскресенского (Воскресенки)

История села Воскресенского (Воскресенки)

Есть в Омском государственном архиве чертежный лист, сделан­ный землемером Зайцевым 21 сентября 1853 года, на котором по­ставлен кружочек и написано: «Вновь возведенная деревня Воскре­сенская».

Сибирь - обширная сторона, на которой маленькой точкой нанесено и наше село. А много-много лет тому назад мчались по этим местам орды Чингиз-хана. И не встречали они ни городов, которые могли бы грабить, ни народов, которых могли бы заставить трудиться на себя. В гневе суровый хан назвал это пространство Сибирью (Сиб - спящая, ир - земля).

Много лет прошло, пока подняли русские эту суровую землю. Бо­гатый ценным зверьем север Сибири осваиваться русскими стал гораз­до раньше, в то время, как юг - то есть наши места, был захвачен вновь пришедшими сюда западными монголами и джунгарами. «Чер­ными калмыками» называли их русские люди. Это были суровые ко­чевники. Они реку Омь объявили границей своего царства. Петр I заключил с ними мир. Определили границы. Лесостепные земли были закреплены за русским государством. Начали строить пограничные линии, крепости. Потребовались люди, которые бы выращивали хлеб и скот, чтобы обеспечить армию пропитанием. С 1758 года начался вы­зов «охотников», то есть, желающих поселиться на Оми. Бьло основа­но село Куликовское, затем переселенцы оттуда создали деревеньки Калачики, Новоселку (Глуховку), Таволжанку, Измайловку.

Есть в Омском государственном архиве чертежный лист, сделан­ный землемером Зайцевым 21 сентября 1853 года, на котором по­ставлен кружочек и написано: «Вновь возведенная деревня Воскре­сенская». Поселение возникло именно на этом месте не случайно, возникновение обусловлено природными факторами. Климат зоны резко континентальный, рельеф территории тесно связан с геологи­ческим строением. Южная часть представлена довольно широким приречным дренированным увалом реки Омь. Северная часть территории представляет собой слабоволнистую микрорельефную равни­ну. Древесная растительность - леса колочного вида. В колках про­израстает береза, осина. Животный мир на данной территории - это не только птицы и насекомые, а также волки, лисицы, косули, лоси, зайцы-беляки и др. В недавние времена река Омь была многоводной, ежегодно разливалась, затопляя луга. В ней было много рыбы: язи, щуки, чебаки, окуни, налимы, изредка заходила стерлядь.

В середине 19 века в центре России было малоземелье, крестьяне не могли платить налоги. В 1844 году началось переселение в Си­бирь, где для них стали нарезать участки земли. Из Воронежской губернии Острогорского уезда Бирюченской волости Николаевской слободы выехало много крестьян, которых селили по реке Омь.

Переселение совершалось на своих лошадях. Переселенцев называли самоходы. Острогорские самоходы двигались через Уральские горы, Уфу, Самару, Курган, Ишим, Омск, где их встречали и выдавали кормовые деньги полкопейки на человека (в Кургане и Ишиме), а в Омске пособие по 55 рублей на каждую семью. Это было достаточно что бы купить две лошади и корову.

В Омске Воронежским переселенцам указали место, где были мягкие земли (распаханные) по реке Омь д. Богословка. Деревня была названа в честь Густафа Госфорда, называлась Густафьево (136 семей, там была поставлена церковь Иоанна Богослова, и деревню переименовали в Богословку. Когда они туда прибыли и осмотрели земли, то 96 крестьян, которые были посмышленее, остались недовольны распаханными землями, им нужны были целинные, более богатые. Тогда определили четырех мужиков на поиски лучшей зем­ли по реке Омке. Дошли до Куликово и в 10 верстах от него нашли незаселенный участок между деревней Калачики и выселком Глуховским. Каменный брод - так называлось это место.

Переселенцы обратились к генерал-губернатору Госфорду Густафу с просьбой отвести новое место в Каменном Броде, так как на отведенном им участке земель было мало. Госфорд разрешил. Место назвали Воскресенкой - в честь Воскресения. И в 1852 году 96 семей к осени переехали. Переселенцам полагалось также по 70 бревен из казенных дач, возле Митькино. Таким образом, они быстро обзавелись домами. Генерал Киселев - участник войны 1812 года, друг многих декабристов, демократических настроений, сделал, чтобы переселение было выгодным: в центре России земля освобождалась, а Сибирь заселялась.

В областном архиве хранится чертеж, который называется «От­четная карта» Тобольской губернии Омского округа Сыропятской во­лости, села Куликово с деревнями государственных крестьян, межевых действий 1853 года с, 21 сентября по 1 ноября, составленная младшим запасным землемером Зайцевым». На этой карте обозначены деревня Куликово, Калачики и вновь возведенная деревня Воскресенская.

По рассказам старожилов первыми переселенцами были жители улиц по берегу реки, той ее части, что ближе к церкви. И учитывая, что это воронежцы, фамилии они имели русские: Демурины, Андрюховы, Клюевы, Чайкины, Головины. В 1887 году переселенцам из Витебской губернии не понрави­лась жизнь в Омском округе, и они, погрузив свое имущество на повозки, отправились в длинный, полный лишений и опасностей путь на юг. Дошли до города Верный, но там попали в зону земле­трясения, испугались, и двинулись обратно. Не всем из них хватило денег на дорогу, многие собирали мило­стыню. Вернулись несколько семей, среди них были католики. Они попросили разрешения поселиться в деревне Воскресенской. Старожилы долго не соглашались, потому что приехавшие не могли зап­латить «приговорных денег». Да и оброк тогда должна была платить вся деревня общую сумму, по 8 руб. с мужской души, включая стариков и мальчиков. Витебским переселенцам, вернувшимся из Средней Азии, при­шлось взять на себя «натуральную» повинность (подводную, дорож­ную, квартирную, ремонтную). И тогда воскресенцы согласились их принять, но на своей улице не дали им ни одного участка для постройки, а отвели в стороне (сейчас это улица «Пионерская»). За отдаленность от села, за поезд­ку и рассказы о Средней Азии прозвали воскресенцы эту улицу «Маймагул». На этой улочке жили бедняки. Оттуда село нанимало пастухов, батраков, (позже ее стали называть «Питер»).

Затем в Воскресенку прибыли переселенцы из Вологодской гу­бернии. В основном это были мастеровые люди: пимокаты, шубники, скорняки, портные. Следующими были украинцы: Бреус, Романенко, Никинтас, Лондарь, Сергиенко, Хайленко и т.д. Изба сибиряка-сторожила не походила на хату русского кресть­янина и мазанку малоросса. Курных изб в Сибири нет. Строили дома пятистенные с окнами, печи с дымоходами, появились бани, стали строить теплые хлева для содержания скота. Земельный участок воскресенцев расстилался до озера Больше-Митькино, восточней была лесная база, где они заготавливали лес. Дома крылись тесом, внутри белились и красились. Необходимо отметить сравнительную чистоту и опрятность внутри жилща.  Свою самобытную куль­туру имели воскресенцы. Коренное население не могло оставаться замкнутым в своих рамках, а смешивалось с вновь приехавшими украинцами, немцами, и быт становился своеобразно общим. И одежда, и жилища, и кухня, и фольклор - все смешалось. Так появилась общая сибирская культура.

Всеми мирскими делами в те времена ведала церковь и вела записи. Каково же было людям, когда приходилось трястись на подводе 40 верст до ближайшего Куликовского храма. Надо было строить свой. Не скоро и не сразу построился Храм Божий. Подали прошение, и наконец, место освящено Его Преосвященством, Преосвященнейшим Епископом Тобольским. Вновь возведенный Храм наречен в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Церковь однопрестольная, построенная стараниями прихожан в 1867 году. Зданием -каменная, с такою же, в одной связи, колокольнею, крепка и утва­рью достаточна. Капиталов церкви и приносящих ей доходов местно чтимых икон нет. Приписных и вновь строящихся церквей в прихо­де нет. Обслуживал церковь причт -штат церковный из 3-х человек. Священнику и псаломщику от казны положено было жалованье, а дьячку жалованье не положено. Ему церковь платила немного из «братских» денег. Но было разрешено подрабатывать обучением детей деревенских. Это и был первый воскресенский учитель. Так было заведено по всей России, где не было школ. В 1867 году церковь в честь Покрова Божией Матери стала действующей. Строили ее с 1864  г. по 1867 г. Старожилы вспоминают, что когда начинали кладку, то собирали со всех окрестных сел куриные яйца, чтобы добавлять их в раствор для крепости. А вот когда в 1938 году Храм был закрыт и для строительства МТМ потребовался кирпич - решили сломать колокольню. Долго пытались ее разрушить и, наконец, она подалась. Веревками связали крест, били кирками. И рухнул крест. Люди стояли в страхе. Крест, сорвавшись, вошел глубоко в землю. С колоколами расправились проще... Пудовый колокол, упав на землю, сотряс ее на много километров и раскололся на части. Труднее было с кладкой - крепка очень! Отвалили кусок, другой, а кирпичи не поддаются, слеплены сплошным массивом, так и бросили, не закончив. Это спасло Храм. Засыпали его зерном. А в 1946 г. Покровская Церковь снова стала действовать. В мае на Вознесение отслужили 1-ю службу.

Изменилась жизнь Воскресенки в связи со строительством железной дороги, т.к. население было втянуто в развитие товарно-денежных отношений. 1891 г. прошла экспедиция путейцев во главе с великим русским путешественником Гариным-Михайловским по только что проложенному пути. Остановки были через 40-45 км., а 1-я станция Кормиловка. Недоставало 2-й станции. На пути была д. Калачики. В 1893 г. начали строить ветку на восток от Омска, между Иртышом и Обью. В 1895 г. прошел 1-й рабочий поезд до Татарска и Барабинска. Это имело большое значение для развития села, потому что жители Воскресенки приняли участие в строительстве железной дороги. Появилось место сбыта сельхозпродукции, резко увеличилось поголовье скота, площади посевов. Появились купеческие магазины, лавки, паровые мельницы. Образовалась улица, которая связывала деревню со станцией Столбовая (ныне ул. Ленина). Близость г. Омска, железнодорожная связь с Омском, Новониколаевском (Новосибирском), способствовали росту и развитию торговли.

После революции 19 декабря власть перешла к Советам, стали возвращаться солдаты с фронта. Селом попрежнему руководили староста и священник. В Калачинске была организована продовольственная комиссия. В Воскресенку приезжал продотряд за хлебом для ра­бочих городов Центральной России. 5 янв. 1918 г. отправили первый эшелон с хлебом в Москву. Там был хлеб и воскресенских крестьян.

В 1921 г. Село Воскревенское отделилось от Куликовской волости. В селе Тургеневка создали волостной комитет. Жители нашего села вели единоличное хозяйство, но в 1928 г. стали образовываться колхозы, началось раскулачивание. Из Воскресенки были высланы С. Хайленко, А. Аядрюхов, Захаров, Р. Назаренко, Чайка, В. Гусев. Первым председателем колхоза был Стаценко Иван Иванович. После него в нашем селе было организовано два колхоза: «Колос» и «Имени Кирова». Председателем «Колоса» стал Егор Иванович Хайленко, а председателем второго колхоза был Андрей Григорьевич Кочетков.

Перемены коснулись и образования. Начался новый этап обучения - советская школа. Церковно-приходскую сломали примерно в 1937 году. Школа, что была собрана из домов зажиточных крестьян нашего села, тоже растаскивалась. Пришла другая жизнь, другая история. В колхозе появились трактора и комбайны. Первыми трактористами были Быков Василий и Лупенцев Павел. На первом комбайне работал Хайленко Сергей. Женщины трудились наравне с мужчинами. Также пахали, сеяли, косили, убирали урожай. Но как ни тяжела была работа, в поле шли с песней и шуткой.

Но мирную жизнь прервала война. В деревне, как и везде, были одни женщины и дети. Зерно возили на лошадях в Калачинск. Младшие дети работали в огороде. Ели мерзлую картошку, жмых, крапиву, коренья, репья, собирали в поле колоски. 112 воскресенцев не вернулись с фронта. Погибли смертью храбрых. Мы имеем их поименный список.

Отгремела война. Мужики вернулись домой, и началось мирное созидание советской деревни. В 1957 г., в апреле на базе укреплен­ного колхоза образовался совхоз им. Кубышева. Первым директором его был Павел Николаевич Шадрин. В 1974 г. 1 сентября состоялось открытие современной школы, которая стала функционировать как средняя. Первым директором был назначен Полукеев К.П. Школа насчитывала 346 учащихся и 21 преподавателя. С этого времени организована кабинетная система.

В 1991 г. на базе совхоза им. Куйбышева образована агропромышленная фирма "Омь" - многопрофильное, высокопродуктивное хозяйство, имеющее 20500 га с/х угодий, из которых свыше 17000 га были заняты пашней. Надежный уровень технической оснащенности (118 автомобилей, 40 зерновых комбайнов, полный набор с/х машин и машинно-тракторная мастерская), технические новинки и высококвалифицированные специалисты позволяли ежегодно получать около 15000 тонн зерна.

Хозяйство имело также фермы, где годовой забой составлял до 100 голов зверей и до 5000 голов скота.

Ныне наше село большое и красивое, и многое еще можно расcказать о нем !


Комментарии
Добавлено 2009-03-27 21:32:22
Огромное спасибо за очень интересные материалы по истории Воскресенки! Хотелось бы чтобы таких материалов было как можно больше. Мне он особенно интересен, т.к. мои предки были в числе основателей села.

Хотелось бы сделать небольшие уточнения к тексту.

1. В Острогорском (Острогожском) уезде не было Бирючинской волости. Зато в Воронежской губернии был Бирючанский уезд, соседний с Острогожским. Поэтому, остается неясным, откуда переселились первые жители села. Более правдоподобным мне кажется предположение, что переселение происходило не из одного, а из нескольких населенных пунктов, возможно, даже из двух соседних уездов.
2. Население острогожского уезда в 1897 году на 90,3% ( http://ru.wikipedia.org/wiki/Воронежская_губерния ) состояло из украинцев. Большая часть государственных крестьян острогожского уезда происходила из войсковых обывателей, которые, в свою очередь, были потомками острогожских казаков-малороссов. Несмотря на то, что многие из украинцев носили руссифицированные фамилии, чисто украинские фамилии тоже были нередки. Поэтому, среди основателей Воскресенки украинские фамилии тоже могли встретиться. В самом деле, как следует из публикации в газете «Сибиряк» ( http://www.omskprint.ru/index.html?http://www.omskprint.ru/onepage.php?n_id=10127&who=%D1%E8%E1%E8%F0%FF%EA&rz=1&mn=5&v_id=1 ) фамилии Бреус и Романенко принадлежали воронежцам-первопоселенцам села, а фамилия Хайленко появилась позже. Информация из «Сибиряка» согласуется с моей личной: мой прадед Бреус (позже Бреусов) родился в Воскресенке в 1860 г., т.е. через 8 лет после основания села. По рассказам родственников его родители переселились в Сибирь из Воронежской губернии.

С уважением,
Андрей

Добавлено 2009-04-02 22:12:43
Андрей, а есть у Вас фотографии Воскресенки?
Добавьте, а то деревня совершенно не представлена пока :(
Добавлено 2009-04-06 23:52:11
Рад бы, но у меня ничего нет: мой родной город Питер в тысячах километров от Омска... :(
Добавлено 2009-05-18 18:35:12
Моя пробабушка со своими двумя дочерьми (моей родной бабушкой и ее сестрой в 1927 году в ноябре месяце уехали из Этого села тогда это был поселок Воскресенский Андреевского района Славгородского округа(прадеда раскулачили и убили) в Кисловодск а от туда в Сочи мне тоже интересно найти кого нибудь из местных Воскресенских видов чтоб понять хоть откуда род мой идет
мой мейл Roman-nidan@rambler.ruбуду признателен за информацию
а кстати фамилия Халюкова Елизавета Яковлевна 1872 г р пробабушка
Халюкова Иустиния Ефремовна 1911 г р бабушка
Халюкова Матрона Ефремовна 1913 г р бабушка двоюродная
Добавлено 2016-02-06 15:39:27
Вот еще интересный материал, свидетельствующий о том, что среди основателей Богословки были переселенцы из Острогожского и Бирючинского уездов. http://omsk-bogoslovka.cerkov.ru/

 Воскресенка

Добавлено bycfqn 15 лет назад

Посмотреть на карте

 Популярные точки района

Калачинск (Материалов: 50)

Петровка (Материалов: 22)

Кабанье (Материалов: 14)

Куликово (Материалов: 13)

Воскресенка (Материалов: 8)

Царицыно (Материалов: 2)

Семеновка (Материалов: 1)

 ТАКЖЕ МОЖНО ПОСМОТРЕТЬ:

0 комментариев | Автор: NVK77

1 комментарий | Автор: Elk

2 комментария | Автор: Hanami

3 комментария | Автор: Lastochka

 

Омск - создание сайтов