Чем не чудо - Чудская гора?

   Самым выдающимся археологическим памятникам Зна­менского района, конечно же, является Чудская гора. О ней знает каждый житель района, даже бесконечно далекий от археологии. Ее неоднократно раскапывали ученые из Моск­вы и Омска. Взрослые и школьники. Кандидат исторических наук научный сотрудник Т. Потемкина, которая проводила археологические исследования в Знаменском районе, ярко и доходчиво рассказала об археологических находках на Чуд­ской горе.

В нескольких километрах к северу от села Знаменское возвышается живописная гора, господствующая над всей поймой Иртыша. С незапамятных времен, по-видимому, еще со времени прихода в эти края первых русских поселенцев, гора называется "Чудской". По всей Сибири "Чудскими", "Чудаки" называются обычно места, где сохранились сле­ды пребывания людей, живших в этих краях еще до прихода русских (это название связано вероятнее всего со словом "чудь", которым еще в древнерусских летописях называли угро-финские народы, жившие к северо-востоку от русских земель).

   Разные легенды рассказывают о Чудской горе старожи­лы: и о спрятанных в ее высоких склонах кладах, и о зага­дочных людях, которые в годину опасности, якобы погреблг себя в землянках, в которых жили. Мало правдоподобного в этих рассказах, но все они, несомненно, являются отголос­ками событий седой старины.  

   Факт обитания на Чудской горе человека устанавлива­ется при первом знакомстве: по достаточно хорошо сохранившимся оборонительным сооружениям в виде валов и рвов и заметным на поверхности земляночным углублениям. Но установить, когда и какие люди здесь жили, каков был об лик их материальной культуры, могут только археологические раскопки. 

   Три года на Чудской горе проводились научные исследования экспедицией Института археологии Академии наук. Раскопана уже значительная часть памятника (60 кв. м), по­лучен обширный и разнообразный материал, позволяющий реконструировать историю Чудской горы в более конкрет­ной, живой и осязаемой форме.

   Как показывают результаты раскопок, Чудская гора была заселена несколько раз в различные археологические эпохи.

   Первые люди пришли сюда более трех тысяч лет назад, в эпоху бронзы (в последней четверти 2 тысячелетия до на­шей эры) и находились здесь достаточно долго, о чем свиде­тельствуют мощные культурные отложения того времени, толщиной до 1 метра. Раскопаны 8 сооружений эпохи брон­зы, которые представляли собой длинные узкие полуземлян­ки размером 4-5 м, расположенные плотными рядами вдоль Чудской горы в ее мысовой части. С торцовых сторон по направлению к южному и северному склону горы проложе­ны коридорообразные выходы. Расчищены остатки кровли из тонких обугленных жердей, а также следы столбов, на которые кровля опиралась. На полу сооружений обнаруже­ны остатки очагов в виде кострищ из огромных слабообож-женных кирпичей, близких к овальной и квадратной форме, а также ямы с золой и пережженными костями. Вокруг оча­гов найденные в большом числе целые и раздавленные гли­няные сосуды, скопления костей животных, преимуществен­но черепа и конечности, чешуя и кости рыбы, орудия труда. Сосуды стояли либо на донышке, либо были перевернуты вверх дном. В каждой из землянок найдено от 22 до 46 сосу­дов. Всего на Чудской горе за три года работ обнаружено более 140 целых и раздавленных сосудов и около 20 тысяч их обломков.

    Сосуды - крупные горшки, емкостью до 6-8 литров и маленькие круглодонные чашки - очень нарядно орнаментированы по всей поверхности, иногда включая дно, рядами насечек, ямок, зигзагов с поперечной штриховкой. Интерес­ны предметы из бронзы (наконечники стрел и острия, ножи), кости (наконечники стрел, накладка лука, проколки), глины (грузила, бусы, шарики, пряслица), камня (песты, терочни-ки, точильные бруски, топоры), предметы литейного произ­водства (тигли, льяки, обломки литейных форм). К числу уникальных находок относится бронзовая фигурка челове­кообразного существа, изображающая древнее божество. 

   Конструкция земляночных сооружений, характер и рас­положение обнаруженных в них находок заставляют пред­полагать, что в эпоху бронзы Чудская гора была не поселе­нием, а культовым местом, где совершались жертвоприно­шения и обряды, скорее всего в честь умерших предков. Дан­ное предположение подтверждается топографическим поло­жением Чудской горы. Именно на высоких, живописных труднодоступных местах устраивали древние люди свои свя­тилища. Попасть же на Чудскую гору в древности было слож­нее, чем в наши дни. Она, со всех сторон, за исключением северной, была окружена водой. С юга и востока у подно­жия горы протекал Иртыш, уровень воды в котором был на 2-3 метра выше, чем в озере Ныр - старицы Иртыша. С за­пада путь к горе преграждала небольшая речка, впадающая в Иртыш, от которой сейчас осталось только заболоченное русло. А во время весеннего половодья, Чудская гора вооб­ще превращалась в остров, так, что попасть туда можно было только на лодках. Вот почему входы в земляночные сооружения имелись только со стороны крутых склонов горы.

   Вокруг него совершались определенные обряды, в том числе ставились горшки с поминальной пищей, приносились в жер­тву домашние животные (лошадь, корова, собака) и живот­ные, являвшиеся основным объектом охоты (лось). В каче­стве символов этих животных у священных кострищ остав­лялись череп и конечности, возможно со снятой шкурой, а остальные части поедались. В числе приношений была так­же и рыба, кости и чешуя которой в большом количестве встречены рядом с сосудами. По-видимому, наряду со ско­товодством и охотой рыболовство играло значительную роль в хозяйстве населения бронзовой эпохи.  

   Мы не знаем, как называлось это население в древнос­ти. По облику материальной культуры оно может быть отне­сено к так называемой сунгузской культуре, которая распро­странена во второй половине второго тысячелетия до нашей эры в Нижнем Прииртышье. Есть данные, которые позволя­ют считать сунгузское население угро-финским...  

   После сунгузского населения на Чудской горе оставили следы своего пребывания представители завьяловской куль­туры - переходного времени от эпохи бронзы к раннему же­лезному веку (конец второго тысячелетия - начало первого тысячелетия до нашей эры). Завьяловская керамика, укра­шенная крестовой орнаментацией, встречена в очень неболь­шом количестве и на ограниченной площади. Это свидетель­ствует о кратковременном пребывании данного населения на Чудской горе.  

   Новая группа людей, скорее всего большой род, сделала Чудскую гору местом своего поселения 2,5-2 тысячи лет на­зад. Это была уже новая историческая эпоха - период раннего железного века, когда орудия труда и оружие изготовляли из железа. Эти орудия труда, более совершенные по сравнению с бронзовыми, способствовали росту производительности тру­да. В свою очередь это приводит к возникновению классового общества, складыванию военно-политических союзов и услению военных столкновений между отдельными группами населения. Поселения устраиваются в труднодоступных мес­тах, хорошо укрепляются. Поселение раннего железного века на Чудской горе также представляло собой крепость. Оно рас­полагалось в самом центре горы и состояло из 9 небольших жилищ земляночного типа, расположенных двумя ровными рядами. Жилища люди железного века поставили двумя ров­ными рядами вдоль высоких склонов, которые в силу своей крутизны служили естественным укреплением.  

   Со стороны пологих склонов площадка поселения была защищена мощными валами и рвами. Раскопки показали, что в древности глубина рвов достигала 1,5 метра при ширине в 2 метра. Выброшенная изо рвов земля шла на сооружение валов. С внешней стороны валы были укреплены березовы­ми бревнами, уложенными в 5-6 рядов. Они поддерживали вертикально врытые в землю высокие столбы. Сверху вал укреплялся дерном...

   Укрепленные, огороженные валами и рвами поселения называют городищами. Городище на Чудской горе археоло­ги именуют Богочановским, по названию расположенного рядом села. По имени Богочановского городища названо древнее население, которое проживало в период раннего железного века на большой территории по берегам Иртыша от реки Тара до реки Тобол в южно-таежной зоне. Создан­ная этим народом культура называется богочановской куль­турой. Так что название деревеньки Знеменского района уве­ковечено в названии древней культуры и навсегда вошло в археологию. А это в истории населенных пунктов бывает не так уж часто.  

   Богочановцы были мужественными, бесстрашными во­инами. Воевали луками и стрелами с бронзовыми наконеч­никами. Хоронили богочановцы своих сородичей в могилах, обертывая тела полотнищами из бересты, а сверху насыпали невысокие курганы. В погребальном обряде большую роль играл огонь: в могилах разводили мощный костер. Не слу­чайно, что археологи во время раскопок курганов находят прокаленную до розово-оранжевого цвета землю насыпей курганов и обгоревшие до черноты бересту и кости. 

   Кто были богочановцы по этносу? Вопрос дискуссион­ный. Но в любом случае они - прямые предки хантов и ман­си, коренных народов Западной Сибири.  

   На Чудской горе открыты следы еще одних, более по­здних построек. Здесь в 14-15 веках нашей эры проживали сибирские татары. Следы пребывания людей татарского пе­риода немногочисленны, сохранились остатки глинобитных очагов или печей, кострища, обломки сосудов и целые гор­шки. Судя по всему, татары жили на Чудской горе недолго, скорее всего, они использовали это высокое место как на­дежное укрытие от врагов.  

   Чудская гора до конца не исследована. Она все еще хра­нит свои тайны. Это уникальный памятник археологии и на­ходится он под охраной государства. Но есть циничная и горь­кая шутка: то, что охраняется государством, не охраняется никем. Действительно, охрана этого памятника может быть в полной мере осуществлена только при бережном отноше­нии к своему историческому наследию каждого жителя на­шего района. Самовольные раскопки, даже небольшие ямы и шурфы, безнадежно портят археологические памятники, навсегда уничтожая многое для археологической науки. Поэтому они запрещены законом, а его нарушение ведет к административной и уголовной ответственности.  

   К сожалению, на Чудской горе отмечены случаи таких самовольных раскопок.   Отрадно, что в 1989 году на одном из общих собраний члены колхоза "Октябрь" д. Семеновка при­няли решение: взять под охрану территорию Чудской горы в 1,5 га, запретить здесь распашку земли, рубку леса, сбор цве­тов, ягод, корней, заготовку сена, выпас скота, проведение мелиоративных работ. Собрание ходатайствовало о призна­нии Чудской горы природно-археологическим памятником областного значения.  

   Наверное, не случайно, что слова: "Чудская" и "чудо" -однокоренные. А к чуду всегда нужно относиться бережно и трепетно. И тогда оно не исчезнет.

 ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Т.Г. Костина "Здесь Родины моей начало..."(История Знаменского района) - Омская обастная типография, - 2004г.

 


Комментарии
Добавлено 2009-04-29 21:49:24
Координаты Чудской горки известны?
Добавлено 2010-02-19 13:55:57
По версии http://omskpoisk.ru/tur/ind.php?c=110 , "По всей Сибири «Чудскими», «Чудаки» называются обычно места, где сохранились следы пребывания людей, живших в этих краях еще до прихода русских. Это название связано вероятнее всего со словом «чудь», которым еще в древнерусских летописях называли угро-финские народы, жившие к северо-востоку от русских земель".

А вот скажите, друзья: кто-нибудь сам там работал? Копал?
Добавлено 2011-02-27 21:03:46
Возникает вопрос: "А вам зачем?" Городище и так значительно испоганено туристами и иже с ними . Пусть сохранится хоть что-то.

 Богочаново

Добавлено AAP 15 лет назад

Посмотреть на карте

 Популярные точки района

Качуково (Материалов: 77)

Новоягодное (Материалов: 28)

Шухово (Материалов: 22)

Завьялово (Материалов: 15)

Знаменское (Материалов: 14)

озеро Тайгинское (Материалов: 10)

Чередово (Материалов: 8)

Усть-Шиш (Материалов: 7)

Тайга (Материалов: 5)

озеро Куйлутово (Материалов: 5)

 ТАКЖЕ МОЖНО ПОСМОТРЕТЬ:

0 комментариев | Автор: levkin

0 комментариев | Автор: goosa

0 комментариев | Автор: Dmitry

0 комментариев | Автор: ivamila

0 комментариев | Автор: lazo

 

Омск - создание сайтов