Ляпидевский Анатолий Васильевич

10 (23) марта 1908 г. — 29 апреля 1983 г.

Советский лётчик, генерал-майор авиации, первый Герой Советского Союза

Его именем названа улица Омска

Ляпидевский Анатолий Васильевич – пилот Дальневосточного управления ГВФ.

Родился 10 (23) марта 1908 года в селе Белая Глина Медвеженского уезда Ставропольской губернии (ныне Краснодарского края). Русский. В 1914-1917 годах жил в селе Крымгиреевка (Андроповский район Ставропольского края), с 1917 года – в станице Старощербиновская (Краснодарский край). В 1920-1921 и 1922-1923 годах работал учеником слесаря и кузнецом в мастерской, в 1924-1925 годах – мотористом и помощником шофёра на маслобойном заводе в Старощербиновской. В 1926 году окончил 9 классов школы в городе Ейск (Краснодарский край).

В армии с сентября 1926 года. В 1927 году окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС, в 1928 году – Севастопольскую военную школу морских лётчиков. Служил в морской авиации (ВВС Балтийского флота), в 1931-1932 годах был лётчиком-инструктором Ейской военной школы морских лётчиков. С апреля 1933 года – в запасе.

С апреля 1933 года работал пилотом в Дальневосточном управлении ГВФ. В феврале-марте 1934 года принимал участие в спасении челюскинцев. Совершил 29 поисковых полётов в пургу и в ненастье, прежде чем 5 марта 1934 года, обнаружив их лагерь, совершил посадку на льдину и вывез оттуда 12 человек – 10 женщин и 2 детей.

За мужество и героизм, проявленные при спасении челюскинцев, Постановлением Центрального Исполнительного Комитета СССР от 20 апреля 1934 года Ляпидевскому Анатолию Васильевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина. После учреждения знаков особого отличия, 4 ноября 1939 года ему была вручена медаль «Золотая Звезда» №1.

Вновь в армии с марта 1935 года. В 1939 году окончил инженерный факультет Военно-воздушной академии имени Н.Е.Жуковского. С 1939 года – заместитель начальника Главной инспекции Наркомата авиационной промышленности СССР. В феврале-сентябре 1940 – начальник отдела лётных испытаний ЦАГИ. С 1940 года – директор авиационных заводов №156, №166 и №288 (города Москва и Омск). В мае-сентябре 1942 – начальник отдела испытаний Научно-испытательного института ВВС.

Участник Великой Отечественной войны: в сентябре-декабре 1942 – заместитель командующего ВВС 19-й армии по тылу, в декабре 1942 – сентябре 1943 – помощник начальника и начальник отдела полевого ремонта 7-й воздушной армии (Карельский фронт). Участвовал в обороне Заполярья.

В 1943-1945 – директор опытного завода ОКБ А.Н.Туполева. В 1945-1949 – главный контролёр Министерства госконтроля СССР, в феврале-апреле 1949 – заместитель министра авиационной промышленности СССР, в 1949-1954 – директор авиазавода №25. В 1954-1961 – директор опытного завода КБ-25 (ныне ВНИИ автоматики), выпускавшего оборудование для ядерных боезапасов и атомных электростанций. С марта 1961 генерал-майор авиации А.В.Ляпидевский – в запасе.

Работал в ОКБ А.И.Микояна: ведущим инженером (1962-1965), ведущим конструктором (1965-1971) и заместителем главного инженера по капитальному строительству (с 1971).

Член ЦИК СССР 7-го созыва (в 1935-1937 годах), депутат Верховного Совета СССР 1-го созыва (в 1937-1946 годах).

Жил в Москве. Умер 29 апреля 1983 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Источник: Патриотический интернет-проект "Герои Страны" http://www.warheroes.ru/


Комментарии

Нет комментариев

 Омск

Добавлено derim 16 лет назад

Посмотреть на карте

 Популярные точки района

Омск (Материалов: 357)

Лузино (Материалов: 34)

Ачаирский монастырь (Материалов: 30)

Троицкое (Материалов: 23)

Чернолучье (Материалов: 17)

Красноярка (Материалов: 17)

Подгородка (Материалов: 11)

Крутая горка (Материалов: 10)

Калинино (Материалов: 4)

Усть-Заостровка (Материалов: 3)

 ТАКЖЕ МОЖНО ПОСМОТРЕТЬ:

0 комментариев | Автор: AAP

0 комментариев | Автор: 1__7

2 комментария | Автор: Olga-Izhikowa

0 комментариев | Автор: Lud

1 комментарий | Автор: z-z-zverekkk

 

Омск - создание сайтов