Образование деревни

27 октября 2012 года в деревне представители польского культурно-просветительского центра «Полонез» из Омска вместе с вице-консулом генерального консульства Польши в России Иоанной Шелигой, а также местные жители, среди которых - потомки первых жителей деревни, открыли на Доме культуры мемориальную доску сибирскому губернатору Деспот-Зеновичу.

Более 120 лет назад Александр Иванович подписал прошение ссыльных поляков, участников польского восстания 1862-1864 гг., желающих поселиться обособленно на юго-западном берегу озера Тобол-Кушлы. Двадцать шесть дворов появились вскоре благодаря этому обстоятельству.

Личность А.И. Деспот-Зеновича получила неоднозначную оценку в среде современников и последователей. Меры правительства, направленные на усиление политического контроля за политическими ссыльными, которые выпало проводить Деспот-Зеновичу, серьезно повредили его либеральной репутации.В журнале «Колокол» писали о наступлении сил реакции в стране «от Киева до Тобольска, и от деспотов Зиньковского уезда до Деспот-Зеновича, который сам был либералом — но исправился». Жандармское ведомство тоже не жаловало тобольского губернатора: «Деспот- Зенович — личность дейтвительно весьма замечательная, резко выдающаяся перед всеми тобольскими властями. Молод, отлично образован, умен до бесконечности, энергичен и честолюбив. Господин Деспот-Зенович при всем этом чрезвычайно осторожен, вкрадчив и, кажется, вполне проникнут католицизмом, что невольно заставляет смотреть на все его действия с недоверием». Поэтому III отделение рекомендовало отстранить Александра Ивановича «от всех столкновений с политическими элементами». Вспыльчивый характер губернатора добавил ему недоброжелателей в среде местной интеллигенции. Недаром в 1866 году начальник губернского жандармского управления доносил своему шефу: ―Тобольский губернатор А.И.Деспот-Зенович — поляк в полном смысле этого слова. Он человек умный, образованный, но в высшей степени заносчивый, дерзкий, не признающий за собой высшей местной власти. Он деспотически обращается с подчиненными, покровительствует полякам и открыто объясняется с ними по-польски...‖ Отнюдь не случайно в этой связи выглядит появление хлесткой эпиграммы П.П.Ершова А.И.Деспот-Зеновичу.

«Тебя я умным признавал,

Ясновельможная особа,

А ты с глупцом меня сравнял...

Быть может, мы ошиблись оба?!»

Тем не менее, Александр Иванович Деспот-Зенович покровительствовал политическим ссыльным, особенно своим соотечественникам-полякам, которых после восстания 1861-1863 гг ссылали в Сибирь целыми семьями. Он улучшил условия этапирования и поселения ссыльных. Проблема увеличившейся ссылки нашла отражение в проекте А.И. Деспот-Зеновича «Об устройстве быта находящихся в Тобольской губернии политических преступников». Губернаторские предложения, имевшие целью более целесообразно использовать ссыльных для развития края, были учтены в циркуляре Мнистерства внутренних дел о разрешении ссыльным полякам поступать на службу.

А началось все с того, что в 1892 году ссыльные поляки, почти 30 лет проживавшие по разным деревням Тобольской губернии, подали ходатайство "об отводе отдельного, выбранного ими участка земель, только что размежеванных западносибирским переселенческим отрядом". Получив разрешение от министра внутренних дел, поляки начали перевозить на новые земли свои дома, скот и имущество. Поселок, состоявший из 26 дворов в благодарность за помощь назвали по фамилии тобольского губернатора – Деспот-Зенович. По данным опроса 18 августа 1893 года, в нем проживало 52 души мужского пола и 60 душ женского пола. Самыми старыми поселенцами можно считать Матвея Поташинского 80 лет, умершего в 1897 году и Тересу Юдыцкую, которая умерла в 1904 году в возрасте 90 лет. Кроме семьи Юдыцких (по данным метрических книг польского римско- католического костела), основателями этой деревни можно считать семьи Опанских, Валевских, Рабкевич, Шафранских, Турчанис, Богданович, Мацыевских, Быляцких, Капусцинских, Климович, Кардонас, Каминских, Чекинских, Карвялис, Хайновских, Романовских, Шинкевич, Жуковских, Гасевич, Мацыевских, Петранис, Питкевич. Помимо сосланных за мятеж, в поселке проживало еще 7 польских семей администрированных и уголовных ссыльных.

Поселок Деспот-Зенович расположен на берегу большого озера Тобол-Кушлы, которое изобиловало рыбой. Вода в озере не пригодна для питья, поэтому сразу вырыли 7 колодцев и воды  "оказалось достаточно". Поселок представлял собой одну улицу шириной в 14 сажень. По обеим сторонам этой улицы располагались избы, выстроенные по сибирскому образцу, а также несколько 5-стенных изб и один двухэтажный дом семьи Ивана и Эвы Скаковских. Жители пахали ― там, где хотят и сеяли озимую рожь, пшеницу, овес, гречиху, просо и горох. В обработке земли многое переняли от русских, использовали железные плуги, изготовленные на Воткинском заводе, а позднее, в 1904 году, появились плуги, изготовленные на чугунно-литейном заводе, построенном в Омске датским предпринимателем С.Х.Рандрупом (сейчас ООО «Омский агрегатный завод им.В.В.Куйбышева»). Так как до ближайшей водяной мельницы было 70 верст, то для обработки зерна использовали ручные жернова и рушники для ячменя и гречихи. Сенокосы были поделены участками "по душам". В каждом дворе были посажены огороды с капустой, свеклой и морковью, репой, брюквой, тыквой и картофелем. Выращивали даже дыни и арбузы. Вокруг деревни была отведена поскотина и под выгон приходилось до 100 десятин. Лошади по-сибирски день и ночь паслись в поле, коровы загонялись на ночь в пригоны. В 1895 году в деревне насчитывалось 95 лошадей, 113 коров и 90 голов гулевого скота. "Безлошадными" из 26 дворов были только 3.

Обязанностью новоселов в качестве натуральной повинности стала развозка пакетов от с. Баженова до д. Шипициной и обратно.

Переселенцы нанимали в своей же среде рабочих для поправки построек, для посева и бороны, летом на покос, а зимой на молотьбу. Отмечено только несколько случаев найма своих же в годовые работники за 25 рублей и на лето на 16 рублей. Все вопросы решались на сходе, где право голоса имели все домовладельцы: о заказнике, дележе покоса, мирских расходах, об общественной запашке для будущего магазина (магазином поляки называют склад), об отводе кладбища. Между собой польские поселенцы жили дружно, но обособленно от соседей. Даже женились, как правило, только в своей деревне.

Лечиться новоселы ходили к польскому доктору Стефану Павловскому в село Баженово. Молодого доктора и его жену Франциску уважали и любили в селе Деспот-Зенович, приглашали стать крестным отцом новорожденных. Так, 22 сентября 1898 пан доктор Павловский стал крестным отцом Магдалены, дочери Казимира и Стефании Сышкус. Всех детей, родившихся с 1892 по 1902 г. в селе Деспот-Зенович крестил ксендз Виктор Казановский. К сожалению, плохо одетый, передвигающийся между деревнями на телеге или пешком по дорогам, размытым осенними дождями, или в санях по глубокому снегу в трескучий сибирский мороз, ксендз Казановский простудился и вскоре умер от воспаления почек в возрасте 34 лет. Так же рано ушел из жизни доктор Стефан Павловский — умер от воспаления легких в возрасте 28 лет.

В настоящее время в селе Десподзиновка (слитное написание названия деревни первый раз встречается в документах 1904 года в записи акта венчания Викентия Рабкевича с Розалией Горбуновой) по-прежнему живут потомки первых польских поселенцев. К сожалению, утрачен родной язык. Пожилые местные женщины могут вспомнить по-польски только слова молитвы "Ojcie nasz", которой их научили их матери в раннем детстве и несколько простых слов и выражений, например: dzien dobry — здравствуйте, nie ma za co — не за что, kogot — петух, wszystko jedno — все равно. Сохранились воспоминания о том, как в их семьях праздновали "Boze narodzenie" (Рождество) и "Wielkanoc" (Пасха): в семье Ольги Кузьмовны Опросич, например, на Рождество под скатерть "tata" обязательно клал сено, между всеми членами семьи делился "oplatek", мама готовила обязательно 12 блюд, среди которых были кутья, отварная раба, пляцки. Дети помогали матери в приготовлении блюд на Рождественский стол: в ступке толкли пшеницу и мак. В семье Гасевич Марии Петровны было вместе с ней 8 детей, и самым вкусным угощением на Рождество у них считались "клюски с маком". Еще она очень отчетливо помнит, как на Рождество от дома к дому ходили колядовать , а утром на Рождество родители обязательно выносили скотине и курам сено и пшеницу с праздничного стола, чтобы в следующем году они не болели и хорошо плодились. На Пасху запекали окорок, красили яйца, пекли куличи и готовили "flaki"- блюдо из воловьего желудка, которое до сих пор очень популярно в восточных регионах Польши, особенно на Любельщчизне (примечание автора). Очень интересны воспоминания Марии Станиславовны Соколовской (урожденной Рабкевич), которая рассказала, что в Десподзиновке в 30- годы две зимы жил польский учитель, пан Владислав. По ее словам, он был пожилой, среднего телосложения, горбоносый и имел темные волосы. Жил он в одной из половин конторы, во второй же — находилась школа. Кроме основных предметов, которые преподавались на польском языке, пан Владислав научил детей польской песенке "Kukuleczka kuka" (Кукушечка кукует), которая им очень нравилась и они пели ее каждый день. Весной приехала его жена, очень молодая и такая красивая, какой в Десподзиновке еще не видели! Еще пани Мария вспоминает, что в Десподзиновке одно время жила молодая женщина по фамилии Касперская, которая тоже учила детей польскому языку на дому. В школу Мария ходила с холщевой синей сумкой на которой ее мама вышила большую красную розу. Сейчас в Десподзиновке особого внимания заслуживают вышивки Альбины Казимировны Мусияк: салфетки, скатерти, наволочки. Одна из ее работ, «Пейзаж с костелом», подаренная нашему Центру, в марте 2009 года экспонировалась на региональной выставке «Омская культура: время созидания» в городе Омске.

По сей день польские семьи в деревне Десподзиновка отмечают "Dzien wszystkich Swientych" - День поминовения усопших - 1 ноября, как и во всей Польше. Ходят на кладбище, которому более 100 лет. Жители деревни сохраняют могилы своих предков с надписями по-польски. Особенно интересна, на наш взгляд, плита серого камня с искусно выгравированной на ней надписью «Tu spoczywaja zwloki Stanislawa i Antonego Turczanis zmarlych 18 i 25 stycznia 1920. Pokuj ich duszy». Далеко среди берез и тополей видны высокие, почерневшие от времени католические польские кресты с уцелевшими старинными резными подставками. Самыми старыми, судя по сохранившимся надписям, считаются могилы Анны Гасевич Анны, Станислава и Вероники Рабкевич, Магдалины Чикинской, Петра и Веры Богданович, Павла и Констанции Шафранских, Станислава и Анны Апанских.

Весь этот интересный материал был собран активистами Польского культурно- просветительского центра «Полонез» в течение двух лет в Историческом архиве Омской области и во время экспедиций в д. Десподзиновка и бесед с ее жителями. Особенно интересной оказалась последняя встреча в августе 2009 года членов Совета ОООО ПКП Центр «Полонез» и местных жителей, которую организовали директор Дома культуры д.Десподзиновка Г.Н.Носкова и учитель местной школы Т.И.Житкова. На встрече присутствовали Глава Саргатского городского поселения Юрий Константинович Колмогоров и Глава Новотроицкого сельского поселения Виктор Алексеевич Шнейдер. С большим интересом присутствующие прослушали рассказ председателя Л.Л.Нестеровой о работе полонийной организации: о преподавании польского языка в Омске, работе Клуба любителей польского кино, кружка польской песни, детской студии прикладного творчества, выставках, концертах, фестивалях и др. Особенно заинтересовала всех присутствующих информация о Карте поляка и возможности ее получения. В свою очередь, собравшиеся с большим воодушевлением вспоминали подробности жизни поляков в своей деревне, показывали семейные фотографии и сохранившиеся документы. В конце встречи был намечен план работы и принято Соглашение о дальнейшем сотрудничестве.


Комментарии

Нет комментариев

 Десподзиновка

Добавлено LPS 6 лет назад

Посмотреть на карте

 Популярные точки района

Саргатское (Материалов: 20)

Тамбовка (Материалов: 8)

Десподзиновка (Материалов: 6)

Черноозерье (Материалов: 5)

Калмакуль (Материалов: 3)

Баженово (Материалов: 3)

Николаевка (Материалов: 2)

Увальная Бития (Материалов: 2)

Преображеновка (Материалов: 1)

Нижнеиртышское (Материалов: 1)

 ТАКЖЕ МОЖНО ПОСМОТРЕТЬ:

0 комментариев | Автор: Valeria

3 комментария | Автор: baraba512

0 комментариев | Автор: Polin4ik_Blondin4ik

0 комментариев | Автор: Dmitry

2 комментария | Автор: flaster

 

Омск - создание сайтов