История села Евгащино. Часть 3 (О школе)

История села Евгащино. Часть 3 (О школе)

 В конце 1929 года на базе кооперативного товарищества в Евгащино была создана сельскохозяйственная артель «Землероб». Для создания колхоза в Евгащино потребовалось сравнительно немного времени, но коллективизация для каждого жителя проходила очень тяжело. В начале 1930 года в членах колхоза состояло: кулаков – 18 человек; батраков – 42 человека; бедняков – 66 человек; середняков – 41 человек.

Долгое время (около 6 лет) председателем колхоза был Пукель Викентий Антонович. Село росло, колхоз набрал силы, число крупного рогатого скота и лошадей приближалось к довоенному 1913 году.

 В 1929 – 1930 годах началась компания по ликвидации кулачества как класса, не только кулаков, но и зажиточных крестьян, арестовывали, имущество их конфисковывали, а семьи высылали «за болото» (на Кулай).

  22 июня 1941 года прозвучало грозное слово «Война!». Снова опустело село, ушли на фронт мужчины, остались в селе женщины, дети, старики.

  В 1939-1940 учебном году школа сделала свой первый выпуск десятиклассников. Учеников в 10 классе было немного (10 человек), в начале 1940 года (в январе месяце) Позднухова Леонида, Тетерина Михаила, Байгачёва Петра, Легина Германа направили учиться в военное училище (не дали закончить 10-й класс), в воздухе пахло войной, фашистские орды бесчинствовали в Западной Европе. Не хотелось верить, что ураган войны захватит и нашу страну.

  Вспоминает выпускник 1941 года, участник великой Отечественной войны Полынский Пётр Поликарпович: «20 июня 1941 года в школе был выпускной вечер, нам вручили аттестаты об окончании средней школы, у каждого из нас были свои мечты и планы. Но этим планам не суждено было осуществиться, 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Это был тёплый, тихий летний день. Люди отдыхали, занимались своими сельскими делами. И вдруг из радио, висевшего возле здания почты в центре села прозвучало страшное слово. ВОЙНА! На площади стали собираться люди, женщины плакали, ведь их сыновьям и мужьям предстояло идти на войну. В первые дни войны в нашей школе размещался мобилизационный пункт, где проходили медкомиссию и получали повестку об уходе на фронт жители нашего села и всего Дзержинского района».

  Сам Пётр Поликарпович был на фронте все четыре военных года. Судьба хранила его, домой вернулся живым и невредимым. Поступил в Омский государственный институт имени А.М.Горького на исторический факультет, окончил его, и долгие годы преподавал историю сельским ребятишкам в Большереченском районе, был директором школы в деревне Куйгалы, в деревне Шуево, избирался председателем районного профсоюзного комитета работников народного образования. По инициативе Петра Поликарповича, при непосредственном его участии в деревне Куйгалы и деревне Шуево воздвигнуты памятники сельчанам, погибшим на фронтах Великой Отечественной войны.

  С 1941-1942 учебного года и до 1944-1945 учебного года в десятом классе учились только девочки, так как мальчиков 9, 10 классов призвали в армию (в военные училища, а потом – на фронт). Многие из выпускников не вернулись с полей войны. Об этом свидетельствует мемориальная доска в коридоре школы и обелиск в центре села.

  В тяжёлые военные годы школа размещалась в трёх зданиях, расположенных друг от друга на расстоянии около одного километра. Занятия проходили в две смены: с 8 часов утра и до 8 часов вечера. Учебников катастрофически не хватало. На год каждому ученику выдавали по 2-3 тетради. В классе и дома писали на самодельных тетрадях, сделанных из старых газет и книг, приходилось писать самодельными чернилами, которые делали из сажи, из ягод крушины. Иногда на класс выдавали чернильный порошок или таблетку. Их разводили в воде и наливали во флакончики или чернильницы «непроливашки». Утром и вечером класс освещался одной керосиновой лампой, которая на столе учителя. В некоторых классах к потолку была подвешена лампа «молния» с абажуром. Она давала больше света, но и расход керосина в этом случае был больше. Временами было плохо с топливом. Дрова из колхоза привозили на лошадях подростки. Дрова были сырые, натопить классы особенно в морозные дни было очень трудно. Замерзали чернила, ученики сидели на уроках одетыми, однако занятия не прекращались даже в сорокоградусные морозы.

  Очень плохо было с продуктами. Служащие и рабочие в селе получали паёк по 400 граммов хлеба, на детей давали 200 граммов. Для особо нуждающихся детей в школе была организована столовая. В то время в школе небольшое подсобное хозяйство (держали свиней, выращивали картофель, овощи). Кормили 50-60 детей в день, после занятий первой смены и перед началом занятий второй смены дети получали по небольшой миске картофельного супа. Учащимся приходилось много работать: помогали колхозу убирать картофель, собирали колоски. В зимнее время собирали золу (было организовано соревнование между классами, какой класс больше соберет и сдаст золы для колхоза). Но школа старалась жить, и основное количество её учеников с огромным желанием. При тусклом свете керосиновой лампы выпускали стенгазеты, разучивали песни, читали новые познавательные книги. В свободное от уроков время делали подарки воинам: шили кисеты, рубили табак, насыпали его в кисеты, вязали носки, варежки, вышивали носовые платки, писали на фронт письма. Было очень трудно, но все жили с надеждой на победу над врагом. Вспоминает бывшая ученица школы, ныне пенсионерка Сионова (Козлова) Антонина Петровна: «В каждом классе географическая карта Советского Союза. На карте флажками отмечали города в начале те, которые оставляла наша армия при отступлении, а потом города, которые освобождали от фашиста. Каждое утро в классах обсуждали сводки Информбюро. Иногда кто-то из учеников не приходил на занятия, и все знали, что в дом пришла беда - принесли похоронку». В первые годы войны село Евгащино стало родным для польских ребятишек. Это были семьи из Западной Белоруссии. По просьбе родителей эвакуированных детей была открыта польская школа. Заведовала школой пани Карпинская. В школе учились дети начальных классов. В школе соблюдались национальные традиции, исполнялся польский гимн. После окончания войны поляки вернулись домой.

  А в военные годы, после прорыва блокады Ленинграда, Евгащинская земля приютила эвакуированных детей из Ленинграда. Их было шестьдесят. В основном это были дети дошкольного и младшего возраста, дети, пережившие страшную зиму блокадного города. Первые два месяца дети, размещались в одном из школьных зданий, потом для них выделили здания, в которых находился детский дом до 1945 года (пока не окончилась война).

  Директором детского дома была Сидоренко Анна Ильинична, она и несколько женщин (повар, воспитатели) сопровождали детей. Дети школьного возраста учились вместе с сельскими детьми. Сельские ребятишки были частыми гостями в детском доме, приходили к ним на праздники, по воскресеньям.

  После окончания Великой Отечественной войны детский дом был расформирован. Дети, у которых нашлись родственники в Ленинграде, вернулись домой. Остальные отправились сначала в детский дом в Такмыке, потом перевели в Артын. Собирая материалы к 40-летию Великой Победы, группы учащихся «Поиск» разыскали бывших детдомовцев, вели с ними переписку.

  Закончилась Великая  Отечественная война, в стране начали восстанавливать разрушенное хозяйство. В село стали прибывать молодые специалисты. В школу приехала учительница русского языка и литературы Язынина Александра Андреевна, учительница истории и Конституции Стрельцова Зинаида Дмитриевна, учителя физики и математики Самороковы, учительница истории Ильина Надежда Петровна (после демобилизации из армии). Александра Андреевна вместе со своей подругой однокурсницей (её распределили в соседнее село) вообще совершили подвиг, ехала в Сибирь из-под Москвы на крыше товарных вагонов (в пассажирских вагонах не было места). Все молодые учителя - очень энергичные, неравнодушные люди много сделали для обучения и воспитания детей. Выпускники тех лет до сих пор с благодарностью вспоминают их.

  Школа продолжала размещаться в трёх зданиях, что было крайне не удобно, так как здания находились друг от друга почти на пол километра, учителям приходилось за небольшую перемену перебегать из одного здания в другое. В школе не было спортивного зала. Поэтому в районе было принято решение построить в селе новую школу (первое каменное здание школы в районе). В 1956 году школа праздновала своё новоселье, было выстроено двухэтажное здание на 250 учебных мест, но учеников было так много (около 900 человек), что помещение всё равно не хватало и в 1963 году по инициативе директора школы Большаковой Анастасии Ивановны была возведена пристройка к школе с классными комнатами, столовой, актовым и спортивным залами. Рядом со школой было построено здание интерната – большое, светлое здание с комнатами на 4 человека. В интернате жили дети из соседних деревень, обучающихся в пятых - одиннадцатых классах. В комнатах было чисто, тепло, были созданы условия для подготовки уроков и отдыха. В здании был актовый зал, в котором проводились праздники, вечера.

  Учащиеся нашей школы поддерживали инициативу ставропольских школьников по созданию ученических производственных бригад. По инициативе директора школы Кузнецова Николая Парфёновича учащиеся организовали производственную бригаду. «Учить труду - учить жизни» - девиз работы производственной бригады. Девочки доили коров, помогали совхозу «Евгащинский». Работали три летних месяца.

  В последующие годы занимались выращиванием курят, утят. Цыплят и утят школе привозил совхоз. Маленьких утят выращивали в приспособленном помещении, когда они подрастали, их вывозили на озеро. В деревне Ленинграда, на берегу озера, был построен культстан, где жили учащиеся с преподавателями. На озере утята вырастали до товарной нормы. Корм утятам также поставлял совхоз. Однако, культстан расположенный далеко от школы, был не очень удобен, поэтому было решено перенести место выращивания утят на пруд, который расположен за селом, недалеко от пруда находился палаточный лагерь, в котором жили дети. Выращенную продукцию сдавали в совхоз.

  В 1960 году совхоз выделил школе участок земли 500 га. На этих полях выращивали кормовую свёклу, морковь, кормовые бобы, кукурузу, пшеницу, картофель. Совхоз выделил технику для обработки почвы, посева и уборки урожая. Продукцию сдавали в совхоз, вырученные деньги тратили на нужды школы.

  Впервые в бригаде стали проводить опытническую работу. Работой руководила Мальцева Галина Александровна. Девочки 10-11 классов проводили опыт со свеклой. «Влияние внекорневой подкормки на урожай свеклы». Несколькими годами позже совхоз выделил землю под огород площадью 1,5 га. На этой земле выращивали огурцы, капусту, столовую свеклу, лук для совхозной столовой. Опытническую работу проводили с овощными культурами: «Влияние микроэлементов на урожай моркови с овощными культурами: «Влияние минеральных удобрений на урожай огурцов», «влияние бора на устранение дуплистости свеклы». Было проведено исследование почвы и сока растений на содержание азота, фосфора, калия. (Работали в летнее время с лабораторией Магницкого).

  Несколько лет в бригаде работало звено кролиководов. За кроликами ухаживали учащиеся 7-х – 8-х классов, работой руководила (на добровольной основе) родительница, зоотехник по образованию, её три дочери учились в это время в школе. На территории школы была построена небольшая кролиководческая ферма, в общей сложности там содержалось до 50-70 кроликов. Работали учащиеся не только летом, но и зимой, работали с большим желанием, и результаты такой работы давали о себе знать. Благодаря этой работе у многих дома появились клетки с кроликами.

  В 1971 году бригаде присвоили имя «Колос», решение было принято учащимися на собрании бригады. Совхоз выделил школе ещё один трактор. Учащиеся стали жить в лагере, в корпусах. Девочки 9 класса доили коров, девочки 8 класса поили телят. Мальчики 8 класса пасли телят. Мальчики 9 класса, объединённые в звено строителей работали на огораживании ферм, на ремонте ферм (животноводческих помещений). Кроме того, учащиеся работали в лесничестве (пололи посадки сосны), работали на прополке брюквы «Куузика» и кормовой свеклы, турнепса. На вырученные от реализации продукции деньги учащиеся совершали туристические поездки в Москву, Ленинград, Харьков, Сочи, Пермь, Новосибирск, Омск и другие города ССР. Работала бригада два сезона - июнь, июль.

  В 80-е годы бригада перешла на круглогодичный цикл работы. В зимнее время дети ухаживали за молодняком КРС, доили коров. Совхоз выделил специальные помещения для телят, выделил две группы коров, где дети осваивали навыки животноводства. Работа в бригаде способствовала выбору профессии. Многие выпускники выбрали профессию агронома (40 человек), зоотехника (25 человек), инженера – мелиоратора (14 человек), бухгалтера- экономиста (32 человека), агрохимика (6 человек), технолога по переработке молока (8 человек).

  Работа ученической бригады сплачивает ребят, прививает любовь к труду. Навыки работы на тракторе и комбайне для многих мальчиков становятся основной выбора дальнейшего жизненного пути. Некоторые мальчики, сдав в школе экзамен и получив права тракториста-комбайнёра, остались работать в совхозе.

Источник: Назаренко А.С. Эколого-краеведческий путеводитель по селу Евгащино


Комментарии

Нет комментариев

 Евгащино

Добавлено ist-fak 11 лет назад

Посмотреть на карте

 Популярные точки района

Такмык (Материалов: 113)

Большеречье (Материалов: 76)

Решетниково (Материалов: 53)

Черново (Материалов: 29)

Тусказань (Материалов: 24)

Евгащино (Материалов: 22)

Старокарасук (Материалов: 12)

Байгачи (Материалов: 9)

Инберень (Материалов: 5)

Шипицыно (Материалов: 4)

 ТАКЖЕ МОЖНО ПОСМОТРЕТЬ:

1 комментарий | Автор: nina01

3 комментария | Автор: lopatin

1 комментарий | Автор: flaster

0 комментариев | Автор: flaster

 

Омск - создание сайтов