История села Рыжково

1.Возникновение и развитие села в ХIХ.

   Ссыльными основано селение, название Рыжково дано. Сюда пришло немало поколений из новых ссыльных. И село росло.

   В 1803 г. из волости Яланка Ямбургского (ныне город Кингиссеп) уезда в Западную Сибирь была выслана группа эстонских и финских крестьян за восстание против барона фон Унгрен Штенберга. Как свидетельствуют архивные документы (Полное собрание законов Российской империи с 1649г., том ХVIII, 1802-1803, № 20964, стр.914), З октября 1803 года царь Александр I указал Петербургскому гражданскому губернатору Кушникову:«Министр внутренних дел представил мне ваше последнее донесение о неповиновении крестьян Ямбургского уезда, принадлежащих барону Унгрен Штенбергу. В страх другим и наказание ослушников повелеваю вам, избрав из деревень сих несколько семейств, коих наиболее оказали неповиновение или были тому начальным поводом, сослать в Сибирь на поселение…». С семьями следовали один чиновник и солдаты, сопровождавшие их до деревни Колоса (райцентр Колосовка). Здесь им было велено остановиться. Для ссыльных«…губернские и уездные власти местом поселения определили бассейн ручья Яман, к северо-западу от Данилова и Лопушинского болот… стала деревня Рыжкову Тюкалинского уезда Камышинской волости Тобольской губернии» (А.Д.Колесников).

   Первые поселенцы были этнически неоднородны: Алкенс, Вигрис, Вилюмс латыши, МалштейннемцыЮрьевы, Ивановы и Кузьмины эстонцы. Но по документам чиновников все они числились «ингерманланцы» - по наименованию местности, из которой прибыли.

   Время было суровое - наступала зима, поэтому часть семей ссыльнопоселенцев с детьми и стариками, подселили в дома крестьян в соседней д. Колодцы, а часть перезимовали в землянках, вырытых на берегу болота. Только весной 1804 власти отвели на «душу» по 2,5 га лесных угодий. Переселенцы стали обживаться, строить деревянные дома, самым первым таким зданием в Рыжково был маленький молельный дом, сооруженный сразу в 1804. С 1807 г. в колонии регулярно велась церковная служба. В 1816 г. в Рыжково на государственные деньги были построены церковь и дом священника.

   Главным занятием первых поселенцев являлся промысел: из коры берёзы варили дёготь и сбывали его жителям окрестных деревень, на вырученные деньги покупали зерно. Сеяли лён и ткали холсты, выращивали коноплю и вили верёвки.Уже к середине 30-ых г.г. жители всерьез стали заниматься земледелием: сеяли просо, пшеницу, ячмень. Между Рыжково и Колодцами построили две ветряные мельницы и одну паровую. Все жители держали домашний скот, что было основным источником пропитания. Были и мастера-умельцы: плотники, бондари, кожевенники.

   Переселенцы стали строить добротные многокомнатные дома, слава о которых шла по соседним деревням. Село разрасталось, его протяжённость составляла около 2-х км. На берегу пруда стояла пожарная вышка, откуда было видно всё село. В конце .30-х годов село было разделено на две части: эстонский край, где жили эстонцы и финны, и находились первая церковь и кладбище. Латыши жили на менее удобном краю деревни, и на кладбище им было отведено особое место (раздельное захоронение соблюдается и сейчас).На кладбище стояла часовня, где отпевали умерших. Финны по-прежнему владели лучшими землями в окрестностях села и на дальних наделах, где строили заимки, на месте которых со временем возникли небольшие деревни: Сяды, Лопушино (существовали до 60-70 г.г. 20 в.). В 1846 г. в селе проживало 900 человек.  Школа была построена в 1845 году.

   Исследователь евангелическо-лютеранских приходов в России Э.Х.Буш опубликовал в Санкт-Петербурге  в 1862 г. исследование под названием „Materialien zur Geschihte und Statistik des Kirchen und Schulwesens der evangelische-luterisch Gemeinden in Russland”, в которой дает описание Рыжковского церковного прихода. И в числе прочего автор указывает, что в 1862 г. было 1653 прихожанина и работали три школы: эстонская - 52 ученика, 1 учитель; финская - 36 учеников, 1 учитель; латышская – 39 учеников и 1 учитель.

   Сложными были отношения между первыми поселенцами, старожилами, и вновь прибывшими, в основном, преступными слоями. Население, собранное из отбросов общества, принесло с собой много бед: пьянство, драки и грабежи, случались даже убийства, поджоги. 25 апреля 1846 г. в Рыжково случился большой пожар, в котором погибло большинство деревни. И многие семьи оказались в нищете, церковь и приход пришли в упадок. Часть старожилов уезжала из деревни: в 1848 г. 20 финских семей переехали за болота и основали новую деревню в 200-х км. на северо-восток, на берегу маленькой речки Буген. В 1849 г. из Рыжково ушла вторая группа крестьян, которые в 90 км севернее, на берегу речушки Боярка, притоке Ишима, основали новую колонию с аналогичным названием.

   Несмотря на негативные процессы, жизнь постепенно налаживалась: вокруг села выстроили поскотину почти 14 км, каждый хозяин отвечал за исправность и ремонт отведённого ему участка. По данным Лютеранской церкви в 1859 г. население составляло 1700 жителей. К концу 60-х г.г. XIX в.имелись кабак, магазин. Действовала еженедельная, по средам, ярмарка. Осенью, в день Рождества Пресвятой Богородицы (21 сентября по н. ст.) открывался большой базар – сезонная ярмарка, на которую съезжались купцы из соседних деревень, с Алтая, торговали японцы, китайцы, на верблюдах привозили ткани, посуду. Из местных товаров можно было купить верёвки, продукты питания: муку, мясо, мёд, рыбу. Дети бедняков зарабатывали деньги, копая картошку по найму - за день платили пятачок, на который можно было купить ленту, гребешок, жвачку – «вар» из смолы лиственницы. Были развлечения для детей катание на лошадях, качели, работала платная карусель.

   Нарядус ростом материального достатка наблюдался и рост духовности. В 1863 г. церковь официально ввела должность школьного учителя. Обучение детей вели на родных языках, но чаще финских учили отдельно, а латышских и эстонских вместе. В 1872 г. Рыжково получило в подарок от Лютеранской Церкви новые здания церкви и школы, а в 1885 г. построили новое здание церкви с 2 колоколами.

   Ранней весной 1892 г. в селе свирепствовала оспа, а летом того же и в следующем году – холера, дизентерия, дифтерия, от которых умирали дети. Почти в 3 раза поднялись цены на продукты питания, многие семьи голодали.

   С приходом к власти Александра III началось укрепление православия на окраинах, в т.ч. в Сибири. Все консистории подчинили Министерству внутренних дел. С начала 1892 русский язык стал официальным языком Российской Лютеранской церкви: все церковные книги и документы должны были писать только на русском языке. Лютеранские пасторы не могли проводить богослужение вне своих церквей без разрешения полиции. Упростился переход в православную веру. Священникам других конфессий запретили обслуживать православных прихожан.

   В Рыжково в то время русских и православных не было. Большинство местных жителей русский понимали и знали, но говорили на родном языке.

2. Село в ХХ веке.

   В 1907 г. школа была русифицирована. В Памятной книжке Западно-Сибирского учебного округа на 1916 г. (Томск, 1916) в списке одноклассныx сельских начальных училищ (школ) Министерства внутренних дел по Тюкалинскому уезду значится Рыжковской (Чуховское) – в дер. Рыжково Камышенской волости. От казны получало 335 руб., из земских сборов- 235 руб., находилось в собственном доме. Учащихся к 1 января 1916 г. - 25 мальчиков, 3 девочек (стр. 465).

   В 1908 г. в Рыжково была создана первая в уезде организация Латышской социал-демократической партии. В 1912 г. - первый в Камышинской волости марксистский кружок, тайные собрания которого чаще проходили на квартире зажиточного Я. Круминьша. Он имел свой дом, лавку, но непонятно по каким причинам был связан с марксистами-подпольщиками Латвии, от них получал литературу на латышском языке и раздавал местным подпольщикам. На собрания приезжали даже из д. Боярка ссыльные марксисты Рейман, Брумвилс, Калниньш.

   В селе наблюдалось резкое различие в материальном положении. Финны стали специализироваться на производстве и продаже сливочного масла. Но 1911-1912 г.г. вновь были неурожайными, поэтому в деревне было немало голодающих, однако огромные суммы денег оседали в кабаке и лавке - в 1910 г. доход от продажи спиртного в Рыжково составил 25 тысяч руб.

   Первая мировая война не обошла стороной: многих мужчин призвали на фронт, всё больше людей приходили на богослужения, сократилось пьянство, т. к. правительство ввело «сухой» закон. Уже осенью 1914 г. начали приходить с фронта похоронки, по воспоминаниям старожилов, самое большое их число пришлось на зиму-весну 1914-1915, в селе появились раненые, контуженные. На оставшихся в селе женщин, стариков и детей легла вся тяжесть работ на полях, лесозаготовках. Но вскоре стало легче – появились пленные австрийцы, которых привлекали к самым тяжёлым работам.

   Война нанесла урон и школе – число учащихся сократилось. Школ в Рыжково было по-прежнему 2: эстонская и латышская, oбучение велось на родных языках, учителя были в основном из ссыльных (К.А. Суссе, Рейман, Фрекин).

   В деревне всё ощутимее чувствовался раскол, обособленность, порой озлобленность и зависть к зажиточным крестьянам, но их было немного, большинство уехали поближе к «станции» - в соседние сёла Ястреб, Караульное, Майка (нынешнего Называевского). Самыми зажиточными были латышские семьи Штрейт, Игнатович, Янулевич.

   События Февраля и Октября 1917 г. в Рыжково остались малозамеченными: солдатки ждали мужей с фронта, крестьяне занимались своим привычным делом. Но для финнов связь с родиной почти прекратилась, лишь редкие отрывочные сведения доходили с новыми ссыльными. Церковь и школа были закрыты по распоряжению властей. Бедняки Лейтланд, Мадис, Мяги, Гринберг, Андерсон поддержали революцию и Советскую власть.

   Страшные испытания выпали на долю сельчан в годы колчаковского режима. Многие мужчины уходили в леса, не желая служить, за что и страдали: в октябре 1918 были зверски избиты отец и сын Мадис, Штрейт М.А., Краузин М.И.

   В 1919 г. в Рыжково была создана первая большевистская коммунистическая ячейка, членами её стали Мартисон, Кулайненс - её секретарь. В декабре 1919 избрали первый Совет крестьянских депутатов, который возглавил коммунист Якобсон Я.Г. Первый председатель Рыжковского Совета был убит в селе Караульном во время Ишимского восстания 1921 г. Рыжково тоже было охвачено восстанием, руководителями его стали братья Штрейт, Янулевич, Игнатович. Для подавления восстания власти создали роту стрелков из мужчин, поддерживавших Советскую власть, командиром назначили Мяги К.Е., помощниками – Лейтланда А.Я. и Малштейна М.И. Рыжковчане чтят память своего земляка: в 1925 г. на собранные односельчанами средства соорудили первый памятник. 10 января 1920 была организована комсомольская ячейка, первые комсомольцы - Андерсон Я.Я., П.М. Гринберг, Цеццен П.К.

   В 1927-1928 г.г. в Рыжково на принудительное поселение была сослана группа финнов, работавших в основном по домам - «по найму». Некоторые женились на местных,появлялись дети. В 1936 г. им разрешили вернуться в Финляндию, но без семей. Большинство уехали, остались лишь 5-6 человек, но и они после 1945 г. выехали из Рыжково в Финскую Карелию. Туда же во второй половине 30-х годов выезжали в поисках лучшей доли и эстонцы.

   Коллективизация в Рыжково началась в 1930 г. раскулачиванием зажиточных крестьян и середняков: из деревни забрали 30 мужчин (все реабилитированы). Было создано 2 колхоза: «Бривайс Латвиес» («Свободный латыш»), председатель Андерсон Я.А., «Уус - Элу» («Новая жизнь») - из эстонцев во главе с А.Н. Мейевым. Ярким и радостным событием стало появление первого трактора в 1932 г.(тракторист Колк Илья), первый грузовой автомобиль колхоз получил в 1933 г. (водитель Матвеев), а в 1936 г. - первый комбайн «Коммунар». В 1934 г. в Рыжково колхозных дворов насчитывалось 285 с числом жителей в них 1095 человек; 307 дворов с населением 1618 человек были единоличными. В 1936 г. был открыт маслозавод, просуществовавший до 1970 г. Считается, что коллективизация завершилась зимой 1935-1936 годов. Тогда же по распоряжению властей произвели слияние 2-х колхозов в один - «Коминтерн» (позднее он назывался имени Ленина).

   Культурная сталинская революция коснулась и Рыжково - завершилась русификация школ. В начале 30-х годов возникла необходимость в новых учителях, владевших родным и русским языками. Преподавание эстонского языка продолжалось до 1937 г. С того года начались репрессии: из села забрали более 20 человек – бригадиров, учётчиков, председателей колхозов. Власть старалась внести раздор между латышами и эстонцами: одних репрессировали, а когда другие успокаивались, репрессии обрушивали на них.

   Великая Отечественная война 1941-1945 – особая страница в истории села. За первые три недели войны на фронт были призваны 150 латышей и эстонцев. С полей сражений в Рыжково вернулись 63 человека, сегодня в живых всего два. Героически воевали латыш Я.Я. Розе, Полный кавалер ордена Славы, участник Парада Победы 24 июня 1945 г. Латыши С.И. Леппа, И.К. Сярг, эстонец С.И. Блумферт за мужество и героизм награждены орденами Красной Звезды, а латыш Леппа Ф.А. удостоен этой высокой награды дважды.

   Женщины внесли свой вклад в Победу: днём трудились на полях и фермах, а вечерами вязали носки, варежки, шарфы, перчатки для солдат и оправляли на фронт. В 1943в селе открыли вязальную мастерскую, где работали М.А. Ведом, М.Е. Алимова, Р.Незина, Е. Иванова, У. Зимсон, У. Эспер, Э.Глушакова, Колк А. и П., Яскеляйнен Е. Женщины растили детей, отдавали им последний кусок хлеба, ждали мужей с фронта или хотя бы весточки. И выстояли.

   В послевоенные годы жизнь постепенно налаживалась. В 1948 было построено новое здание 7-летннй школы, в 1958 - ещё одно, в 1959 г. школа преобразована в 8-летнюю. Директором восьмилетней школы работала А.А. Лущикова, завучем – Н.Т. Жуков. Учителями по 30-40 лет работали «Заслуженный учитель школы РФ» А.И. Андерсон-Элькштейн, «Отличник народного просвещения» Н.М. Зоммер, «Ветеран труда» Р.Н. Сторожевская

   Построили больницу со стационаром, где лечили от туберкулёза больных Крутинского и Называевского районов. Долгие годы врачом работал М.И. Борисов (умер в Эстонии, после кремации прах захоронен на кладбище в Рыжково), акушеркой - А.Г.Нарец, санитаркой – Э.М. Юрьева.

   В начале 1962 г. село вошло в состав совхоза им. Кирова, с центром в с. Зимино, директором огромного по территории хозяйства был Костюченко Г.В. В 1966 г. произошло разукрупнение, и Рыжково вошло в состав совхоза «Новопокровский» с центром в с.Яман. Его директором был Цынченко В.Д., умелый и строгий руководитель, отзывчивый человек, под его началом много лет трудились управляющие и бригадиры И.М. Элькштей, Н.А. Зоммер, П.А. Мезин.

   В декабре 1972 г. было принято решение Крутинского райсполкома об образовании совхоза «Рыжковский». Первым директором совхоза был назначен Зюликов. Значительно улучшилась материальная база совхоза: построили МТМ, авто- и тракторный гаражи, зерносушилку, кормоцех, центральную котельную. Директорами совхоза были Ильичёв А.Н. (1979-1983), Поздняков В.А.(1984-1989), Швачунов М.С. (1989-1998), Демьяненко В.П. (1998-2002).

   В 1973 г. была открыта средняя школа и интернат, директором работал В.П. Демьяненко, с 1986 – Л.И. Лавунова. Более 30 лет работают в средней школе «Заслуженный учитель школы РФ» М.М. Гринберг, «Отличник народного просвещения» В.Г. Загер, «Почётный работник общего образования» К.С. Лехто.

   Значительной была роль партийного комитета совхоза, секретарями были Сярг И.И., Гохнадель Р.И., Швачунов М.С., Демьяненко В.П. Роль сельского Совета была менее значительна, но многое зависело от личности председателя. Грамотными и умелыми руководителями были Розе Н.Ф., Мезин А.А., Юрьева П.Е. (1970-1988), в годы её председательства село неоднократно становилось победителем областного соревнования по благоустройству.

   Быстро развивалась социальная сфера. К 1978 г. в селе были построены детский сад, Дом культуры, улицы жилых домов: Новая, Южная, Юбилейная, 30 лет Победы, 2-этажное здание Дома культуры, административное здание, пекарня.

   В 1989 году сдано в эксплуатацию новое, 2-этажное, здание средней школы.

   В 1992 г. совхоз «Рыжковский» был преобразован в ОАО «Рыжковское», в 1995 г.– в ЗАО, с 2001 - СПК «Рыжковский», который возглавляет Я.Я. Сярг.

3. Население

   В конце 30-х г.г. ХХ в. в Рыжково начинают появляться русские, в основном это были представители власти вместо репрессированных местных. С конца 50-х русских в селе уже было много, в основном руководители среднего звена, учителя, медики, но и в эти годы Рыжково ещё оставалось своеобразным национальным островком в русском окружении. После образования совхоза и открытия средней школы начался массовый приток специалистов – русских, казахов, немцев. В 1983, году 190-летия села, здесь проживали 16 национальностей. По данным первой перестроечной переписи 1989 г. самыми многочисленными вновь стали латыши (31%) и эстонцы (28%). Они открыто заявляли о своей этнической принадлежности, не боясь последствий. В настоящее время – представители 10 национальностей. Кроме латышей, эстонцев, русских, казахов, немногочисленны грузины, украинцы, белорусы, чуваши. И осталась лишь одна финка, Энквист Х.Э. Большинство семей сегодня – смешанные, однонациональных – единицы, это приезжие семьи.

4. Старожилы

   Среди жителей этой категории особое место занимают ветераны войны и труда. Среди них самые старые: Э.А. Нарец (1916), вдовы фронтовиков: М.К. Блумферт (Сярг), П.И. Саранчук, Е.М. Бертис, Э.А. Игнатович; труженики тыла, дети войны: А.А. Гринберг, А.А. Лехто, П.А. и М. А. Маттовы, Юрьевы И.С., М.С., А.М., Клаус З.Ф., Е.И. Юрьева, Угренёва В.Ф., Пахмурная В.А., Зоммер Ф.А. и Н.М., Зоммер Н.А. и Н.С., Незина В.С., Мец А.М. и Э.А., Галикс П.А.

   В последние годы школьники под руководством педагогов ведут большую поисковую работу по восстановлению истории села, школы, своей семьи. Исторические и краеведческие материалы присылают уроженцы Рыжково, проживающие в государствах Прибалтики - И.М. Эспер, гражданин Эстонии, житель Таллина, латышка С.С. Сярг (автор стихотворения о родном селе) – москвичка.

   В Рыжково приезжают этнографические экспедиции из Финляндии, Латвии, Эстонии, записывают народные песни, воспоминания старожилов, встречаются со школьниками.

   Финские пасторы Омской Лютеранско-евангелической церкви открыли в Рыжково приход, регулярно проводят богослужения, проводят крещение.

   Именно в этом проявляется национально-культурное, конфессиональное своеобразие села с 200-летней историей.


Комментарии
Добавлено 2008-12-11 14:11:17
Не думал, что у Рыжково такая необычная история. Очень интересно.
Добавлено 2009-02-17 20:21:26
А я в Рыжковской школе практику проходила! Давным давно!
Добавлено 2009-06-06 00:03:13
С удовольствием прочла эту статью про историю Рыжково. Я тоже занималась этим вопросом, есть материалы из архивов Омска и Кингисеппа. Я могу добавить. Занималась своей родословной. Это тоже интересный материал. Можно сделать как такую рубрику Сальма Сярг
Добавлено 2010-03-08 16:48:36
Газета "Наше Омское слово" реализует проект "Территория роста", который освещает как историю нашего региона, так и ее будущее. Готовы публиковать интересные материалы в нашей газете!
Добавлено 2010-03-09 16:17:12
Хорошо Nadi мы готовы публиковать интересные материалы в вашей газете наш адрес rihkovo@rambler.ru
Добавлено 2010-04-08 18:48:46
Очень много узнала о родном селе. Замечательная статья!
Добавлено 2011-01-31 05:26:01
У Зюликова есть инициалы - А.И.
Добавлено 2013-01-25 07:16:54
optusnet, подтверждаю.

 Рыжково

Добавлено Lud 15 лет назад

Посмотреть на карте

 Популярные точки района

Рыжково (Материалов: 58)

Шипуново (Материалов: 52)

Новокарасук (Материалов: 34)

Крутинка (Материалов: 34)

Паново (Материалов: 24)

Сингуль (Материалов: 20)

Усть-Логатка (Материалов: 19)

Китерма (Материалов: 17)

Солорёвка (Материалов: 13)

озеро Калыкуль (Материалов: 4)

 ТАКЖЕ МОЖНО ПОСМОТРЕТЬ:

0 комментариев | Автор: Katja91-91-91

0 комментариев | Автор: GRADUS

2 комментария | Автор: AAP

2 комментария | Автор: bon

 

Омск - создание сайтов