Московско-Сибирский тракт

Сухопутные дороги, связавшие Москву с городами Сибири. Сложился в середине XVIII века, потерял значение в связи с постройкой Транссибирской магистрали в начале ХХ века.

Первые упоминания о связях Руси с Сиб. относятся к 15 в. Путь пролегал по рекам или вдоль них. С того времени от Москвы до Тобольска дорога проходила через Вологду, Великий Устюг, Соликамск. От Соликамска двигались по притокам Камы до верховий Тавды, а оттуда - к Тобольску. Наиболее удобный путь был открыт в 1597 и проходил сухопутьем от Соликамска до верховий Туры на Тюмень и до Тобольска. Позднее установилось и сухопутное сообщение между Тобольском и Тарой, а затем - между Тарой и Томском, Тарой и Нарымом. Прокладка Московско-Сиб., или так называемого Большого Сиб. тракта, началась по распоряжению Сената в 1733. Тракт складывался из ранее наметившихся дорог. В 1735 он был готов, вымерен и к значительной ст. снабжен верстовыми столбами. Он связал Москву с городами Сиб. и проходил через Курган, Екатеринбург, Тюмень, Тобольск, Тару, Каинск, Чаус (Колывань), Томск, Кийское (Мариинск), Ачинск, Красноярск, Канск, Нижнеудинск, Иркутск, Верхнеудинск и на Нерчинск.

В пределах Омской обл. тракт пересекал современные Большеуковский, Знаменский, Тарский, Большереченский, Муромцевский р-ны. Общая протяженность участка равнялась приблизительно 400 км. Для обеспечения регулярной "гоньбы" вокруг тракта создавались специальные поселения - ямы. Здесь находились дома для отдыха проезжающих, амбары для хранения фуража и помещения для ямщиков. Участок Тобольск-Тара был в основном освоен в 1744-45. Здесь появились почтовые ст.: Верх-Аевская, Становка, Рыбинская (с. Большие Уки), Фирстовская, Чаунина, Завьялово, Знаменская и Бутаково. С кон. 50-х г. 18 в. начал заселяться новый участок тракта от д. Артынской на Иртыше через болота до речки Тартаса (правого притока Оми) и далее вдоль Оми до Усть-Тартасского форпоста. Все податное население было разделено на ямские сотни, к-рые содержали своими силами зимовья и почтовые ст. и должны были на своих лошадях "править курьеров и прочих персон". Постепенно тракт перестраивался, спрямлялись отд. его участки. В 1763 от магистрали отошла Тара, путь через к-рую между Тобольском и Томском был длинен и проходил по болотистому Аевскому волоку. Для дороги было найдено более короткое и удобное направление - от Тюмени на слободу Коркинскую (ныне г. Ишим), Абацкое, Тюкалинск и далее до ст. "Тонтурской" на р. Оми. С 1824 гл. городом Зап. Сиб. становится Омск. В связи с этим изменилось и направление тракта. Дорога начиналась от Тюмени, направлялась на Ялуторовск, Ишим, Абацкое и Тюкалинск, сливаясь в этих двух последних пунктах с трактом 1761, далее заходила к Омску (здесь тракт прошел в 1825) и вверх по Оми подходила к основной магистрали. С устройством дороги через Абацкую степь стало действовать несколько направлений тракта: линейный тракт воен. укреплений Омск-Петропавловск и Омск-Семипалатинск, тракт через Аевский волок на Знаменку-Тару, тракт Абацкая-Тюкалинская слободы. Из Тюкалинской слободы дорога распадалась на несколько ветвей: на Нагибино-Баженово-Саргатское-Пустынное и через Замиралово на Чернолуцкую слободу. Одно из ответвлений шло через Омск и далее вдоль реки Оми. Сев. тракт через Тару назывался Казенным: по нему возили почту, ездили курьеры, гнали партии ссыльных. Тракт, проложенный через Тюкалинскую слободу, был назван Коммерческим, поскуольку по нему перевозились купеческие грузы, шли вольные переселенцы, воинские команды. В то же время была проведена реконструкция тракта. Расчищались просеки, спрямлялись участки дорог, расширялось дорожное полотно, по краям к-рого вырывались канавы с наружным высоким валом. Тракт усиленно заселялся отставными солдатами и каз., гос. крестьянами, переведенными из др. мест, ссыльнопоселенцами. Население занималось ямщиной, товарным извозом и дворничеством (промысел помещением, столовничеством, ямщицкой снастью и т. п.).

До постройки ж. д. тракт был единственным путем сообщения Евр. Рос. с Сиб. По нему шло все товарное и почтовое движение: ввоз и вывоз товаров, транзит, внутр. передвижения. В зимнее время по тракту в разных направлениях проходило ежедневно до 1000 подвод. Он сгруппировал вокруг себя значительную часть населения Сиб., здесь располагались наиболее крупные населенные пункты. Полоса вдоль тракта была самым развитым промышленным р-ном Сиб. Население занималось как кустарными промыслами, так и торгово-предпринимательской дея-тью. Вместе с тем тракт являлся этапной дорогой, использовался как средство передвижения ссыльных. На окраинах расположенных по тракту некоторых сел и деревень находились этапы и полуэтапы - деревянные казармы, обнесенные тыном. Полуэтапы предназначались только для ночевки арестантских партий, на этапах полагалась и дневка (день и две ночи). Этапы располагались на расстоянии 50-60 км друг от друга. Между ними на расстоянии 20 км находились полуэтапы. На каждом этапе был офицер, заведовавший одновременно и двумя соседними полуэтапами. По тракту проследовали в ссылку мн. известные ученые, писатели, рев., общ. деятели.

В 1791 и 1797 по тракту был провезен писатель-рев. А.Н. Радищев, следовавший в Илимскую ссылку и обратно из нее. В нач. 1821 по тракту был проведен сводный батальон восст. Семеновского полка. В 1826-27 по этому пути были провезены на восток осужденные на каторгу и ссылку декабристы. Большими и малыми партиями шли участники Польских восст. 30-х, 40-х и 60-х гг. 19 в. Во 2-й пол. 19 в. по дороге везли на каторгу народовольца М.И. Михайлова, рев.-демократа Н. Г. Чернышевского, народников Н. А. Ишутина, И. А. Худякова, писателя В. Г. Короленко. С трактом связаны имена путешественников и ученых: Г. Ф. Миллера, П. С. Палласа, А. Гумбольдта, И. Г. Гмелина, Г. Н. Потанина, Н.М. Пржевальского и др., проследовавших по нему в разные годы. С постройкой Транссиб. магистрали тракт потерял свое былое значение и известность. Постепенно сгладился его профиль, были срыты боковые валы, засыпаны канавы, сужено полотно, во мн. местах он был распахан. На большинстве участков дорога была заново перестроена. Спрямлены сгибы, расширена и поднята проезжая часть, построены капитальные мосты. Но основное направление тракта осталось прежним, и в ряде мест отд. его участки сохраняют первоначальный вид. В хорошем состоянии находится участок на границе Омской и Новосибирской обл., между деревнями Копьево и Резино. Сохранились участки тракта в Большереченском (между деревнями Секменево и Новологиново) и Большеуковском (между с. Большие Уки и с. Становка) р-нах. 

ССЭ.-Т. 1.- Стб. 841-842; Там же: Т. 3.-Стб. 565-567; Палашенков А. Ф. Из прошлого Московско-Сиб. тракта //Известия Омского отд. Геогр. об-ва Союза ССР.- Вып. 9 (16).- Омск: Зап.-Сиб. кн. изд-во. Омское отд., 1968.-С. 156-177; 

Колесников А. Д. Пам. и памятные места Омска и обл. - Омск: Кн. изд-во, 1987.- С. 18-21;

Петров И. Ф. Великий тракт //Петров И.Ф. Сибирь - мое отечество.- Омск: Кн. изд-во, 1990.- С. 79-85:

Зензин Е. П. Старый Московско - Сиб. тракт на терр. Омской обл. //Вопросы охраны и использования пам. ист. и культуры. - М., 1992.

Пугачева Н. М.


Комментарии
Добавлено 2008-10-05 21:10:17
Интеренсо

 Большие Уки

Добавлено LPS 16 лет назад

Посмотреть на карте

 Популярные точки района

Большие Уки (Материалов: 42)

Чаунино (Материалов: 3)

Форпост (Материалов: 3)

Фирстово (Материалов: 1)

Белогривка (Материалов: 1)

 ТАКЖЕ МОЖНО ПОСМОТРЕТЬ:

1 комментарий | Автор: Natalya

0 комментариев | Автор: prizrak72

0 комментариев | Автор: Natalitachitdinova

0 комментариев | Автор: LPS

 

Омск - создание сайтов