Ложниково - старинное сибирское село (Часть II)

Книга «Ложниково - старинное сибирское село» написана доктором исторических наук, профессором Сибирской автодорожной академии Александром Колесниковым.

Книга издана издательством "Манифест" в 2005 году.

В данной статье представлены следующие разделы книги:

  • О дате основания села Ложниково
  • Как зарождалось поселение
  • Первая борозда
  • Тяжелая и легкая пахота

О дате основания села Ложниково

В одном из документов тех лет говорится о том, что переселенцы прибыли по указу государя в 1635 году. Некоторые успели произвести посев ржи в 1635 году и уже в следующем году стали получать хлебное жалованье в половину, остальное засчитывалось с «собинной пашни».

Изучая документы тех давних лет, нам не удалось обнаружить более точных данных о месте прибытия крестьян и их маршруте. Возможно, отряды прибыли в верховья Оши рекой, а дальше шли по Приошскому берегу.

В фонде дел Тюменской воеводской канцелярии сохранился указ Тарскому воеводе князю Федору Барятинскому о выделении прибывшим земли для пахоты, чтобы «впредь каждый был хлебопашцем и хлеба бы не возить». Возможно, к моменту прихода отрядов местными властями были намечены места для основания новых деревень и распашки земель. Берега Оши были выбраны не случайно. Во-первых, они охраняли новопоселенцев от вражеских набегов, во-вторых, здесь были богатые земли для получения высоких зерновых урожаев и трав.

Намечая места для новых поселений, казаки Бутаковы с берега Иртыша переехали на Ошу и основали деревню, названную Теврисской. Рядом с ней поселились братья Ложниковы. Сначала это была заимка Ложниковых, но впоследствии она разрослась и стала именоваться деревней. Уже в списке 1646 года в Ложниково (в некоторых старых бумагах - Ложниковка) проживало шесть семей, в том числе: двое Ложниковых, двое Горчаковых и Курбаинов с сыновьями.

Как зарождалось поселение

Большинство сибирских селений начинались с устройства балагана (подобие шатра), потом - полуземлянки или избушки с печкой, топившейся по-черному. В это же время распахивалась первая пашня. Для лошадей заготавливалось сено. Вероятно, с этого же начиналось и Ложниково.

В описаниях местности сообщалось, что по берегам Оши находились небольшие безлесые елани или участки земли с редкими березами и кустами. Они-то и распахивались. Из березы делали сруб, а потом ставили избу. Рядом строилась ограда для скота. Избушки, избы назывались курными. В них устраивались глинобитные печи, но без чувалов и дымоходов. Дым из печи шел в помещение, а затем через волоковые окна, которые находились в верхних венцах избы, - наружу. Нередко в качестве дымовой трубы служила входная дверь.

Помещение избы при топке прогревалось. В печи готовилась еда, там же на подоле пекся хлеб. Печь строилась широкой, чтобы на ней можно было спать. В курных избах полатей не устраивали. Нары сооружали вдоль глухой стены. На них и спали все члены семьи. Лишь в конце 18 века в избах стали строить полати, которые были местом и отдыха, и хранения чистой одежды. Тогда же стали появляться сдвоенные избы с сенями посредине. Одна комната с печью стала называться избой, а вторая - горницей.

Строительным материалом служил вековой лес. Особенно ценилась сосна. Из нее стали строить дома - пятистенки (изба, горница и пристройка к ним сеней и казенки). Но это было уже в 18 веке. А в начале 17 века Ложниково сплошь состояло из курных изб, строившихся из разного дерева и топившихся, как мы уже сказали, по-черному.

Первая борозда

В документах того времени, в частности, 11-ом томе «Сибирского приказа», в материалах Тюменской и Тарской канцелярий, мы обнаружили упоминания об обозах «вологодских новоприисканных», о сборе для их лошадей сена и о выделении команды в качестве охраны при переезде через сибирские леса и степи. Из этого следует, что вологодские и семеновские переселенцы пришли в Тюмень в конце зимы и шли тем же путем, что группа башкир во главе с князем Елецким, основавшим в 1594 году Тару. Документы содержат и другую информацию: «шли на спехе по два дневных перехода». Торопились успеть до мороза обжиться на новом месте. Мы полагаем, что основатели села Ложниково и соседних с ним деревень осенью 1635 года начали размещаться на новом месте. Возможно, даже успели выжечь густые травы и начать распашку полей. Ведь им в Тюмени было выделено по три пуда «семян ржи для посева».

В документах Тарского воеводства даются сведения о приемах обработки полей и собираемом урожае. По-видимому, технология полевых работ была аналогичной и у ложниковских крестьян.

В описании Тарского воеводства сообщается: «Материк (поверхность - примечание издательства) земли состоит сверху нетолстой черной слой, а снизу глиноватой и белик с солонцом. На оной хлеб сеют: рожь, пшеницу, овес, ячмень ярицу, просу, семена конопле и лен. Бывают урожаем в лучшей год в пятеро, а иногда по неурожаю оного и употребленной на посев хлеб едва вымолачивают. Землю пашут сохами на лошадях поблизости от города и то не во многих местах. Перепахивают по два раза. Сеять начинают зимовье в июле и августе, яровые в мае месяцах. Хлеб снимают в августе и сентябре, жнут оной серпами. Связывают сперва в снопы, складывают в суслоны и по выветривании несколько времени свозят в гумна и кладут в клади и для молочения сушат в овинах, обмолачивают в тех овинах деревянными на вертогах молотилами и отделяют от пелевы на ветру».

Из приведенного описания мы узнаем о том, что к моменту основания села русские землепашцы уже имели опыт обработки полей и хлебных посевов. Прибывшие в Тару бывшие крестьяне из Вологды и Семенова имели немалый личный опыт землепашества. Успешному освоению сибирских просторов способствовало и то, что вологодские климатические условия несильно отличались от здешних.

Вот некоторые примеры. Обязательной частью сохи являлся лемех в виде треугольника, прикрепляемого к толстому бруску сверху. К нему крепились оглобли для «впрягивания» лошади. Лемех считался ценнейшей частью сохи и обычно переселенцы его привозили с собой из мест «выхода». Лемех (позже замененный сошником) в земле оставлял борозду и небольшие отвалы слева и справа от нее.

Крестьяне были сильными, крепкими. Они обладали недюжинным здоровьем. Да и как иначе! Пахарю требовалось уметь правильно держать лемех на определенной глубине (до четверти). Лошадь вела под уздцы хозяйка семьи или подросток-сын. А пахал взрослый мужчина - хозяин семьи, налегая руками на соху (в этом деле требовалась сноровка, опыт и сила). Без этих агрономических качеств не выдержать глубину рыхления земли…

Тяжелая и легкая пахота

В описаниях употребляются такие выражения: «тяжелая пахота» и «легкая пахота». Что это такое? Тяжелая - это вспашка целины. А вспашка на второй год по ранее вспаханному считалась легкой пахотой. Прибывшие переселенцы в 1635 году землю получали от властей. Это была настоящая целина. Никогда ранее здесь она не обрабатывалась. Распашка этих полей, повторимся, требовала большого физического труда, поэтому распахивались небольшие так называемые «загоны». В описаниях тех лет сообщается, что на третий год жизни переселенцев посевы были в полдесятины, по десятине и самое большее - полторы десятины в «поле а дву потому ж».

В основном господствовала переложная система земледелия, при которой поля пахались три-четыре года, и с уменьшением урожая старые участки заменялись на новые.

Сеяли обычно в первый год озимую рожь. На второй год - пшеницу. На третий -овес или ячмень. Фразу «посева десятина в поле а в дву потому ж» следует понимать так: общего посева - три десятины.

В архивных документах сказано, что основатель села - крестьянин Ложников, освобожденный на три года от службы в армии, был толковым человеком. Он время даром не терял: за короткий срок смог привести свое хозяйство в хорошее состояние. У него были в идеальном состоянии распаханные поля, изба с прогонами для скота. На его дворе появились лошади и крупный рогатый скот местных пород.

С 1638 года «вологодские» и «нижегородские переселенцы стали числиться военными. Они ходили в караулы и военные походы «в степь» - за солью на Ямышевское озеро. Почти на все лето мужчины отвлекались от личного хозяйства. Заготовкой сена и дров занимались женщины и дети. В 1640 году Тарские казаки, служившие «с пашни», жаловались, что они с ранней весны «стояли на Большой речке» (для обороны поселений -- примечание издательства), хозяйством не занимались, пришли в бедность. Домашними делами, в том числе работой в поле занимались женщины и дети.

Жизнь была тяжелой. Но физический труд закалял первопоселенцев Сибири. Забегая вперед скажем, что они передали своим потомкам такие прекрасные качества, как выносливость и трудолюбие, умение преодолевать суровый климат и не останавливаться на полпути.


Комментарии

Нет комментариев

 Ложниково

Добавлено LPS 16 лет назад

Посмотреть на карте

 Популярные точки района

Тара (Материалов: 63)

Екатерининское (Материалов: 36)

Междуречье (Материалов: 27)

Ложниково (Материалов: 23)

Бешметовка (Материалов: 15)

Вставское (Материалов: 8)

Князевка (Материалов: 5)

Бородихино (Материалов: 4)

Самсоново (Материалов: 4)

Калачёвка (Материалов: 3)

 ТАКЖЕ МОЖНО ПОСМОТРЕТЬ:

0 комментариев | Автор: putskola

0 комментариев | Автор: levkin

2 комментария | Автор: bon

0 комментариев | Автор: Bogdan

 

Омск - создание сайтов