Краткая история Сеитовской школы

Краткая история Сеитовской школы

План

  1. Вступление.
  2. Мечеть центр обучения грамоте.
  3. Обучение в первые годы советской власти.
  4. Первая типовая начальная школа.
  5. Школа в годы войны.
  6. Открытие семилетней школы.
  7. Учителя – ветераны.
  8. Строительство новой кирпичной школы.
  9. Заключение.

Разные люди по-разному измеряют свою жизнь. У одних эта мера – время, у других – дела, у третьих – воспоминания. Сколько лет я живу в Сеитово, равнодушных людей за судьбу деревни не встречала. Душа болит за настоящее и будущее у всех односельчан. Здешняя природа чарует сказочной красотой. Здесь ясно ощущаешь целительность воздуха, лечебные свойства даров природы. И во всём мире не знают, что на берегу седого Иртыша есть деревенька с колоритным названием – Ходжа – аул. Деревня святого Ходжи, священнослужителя. Облюбовали её прекрасные места ещё в 16 веке (а может и раньше) выходцы из Средней Азии, которые занимались торговлей.

Огибается деревня Славною Иртыш-рекой. Каждый день сюда хожу я Любоваться красотой. Славная, богатая Моя сибирская земля.  

Торговля и внедрение ислама практически заставляли осуществлять изучение азов грамоты. Через ислам осуществлялась просветительская работа и воспитание. Ислам принёс татарам письменность, основанную на арабской графике. Только в начале 20 века её заменили латинским алфавитом. По мнению профессора Московского университета С.А.Рачинского в брошюре «Заметки о сельской школе», изданный в 1833 году, сельская школа должна стать церковной, её местом нахождения должен быть приход, её распорядителем и содержателем - приход как общество верующих, её душой священник (у татар - мулла). Подчиняясь этим правилам, основным местом обучения грамоте была мечеть. Школьное дело находилось в ведомстве духовенства, конфессиональные татарские школы-мектебы, медресе функционировали при мечетях и содержались на средства населения. В любом самом маленьком ауле была мечеть, а при ней – школа.

Просветительское начало на почве единения церкви и школы поддерживало и правительство, чиновники, Министерство внутренних дел. Мулла нёс ответственность за порядок и благочестие в каждом ауле. Татарские семьи стремились дать своим детям образование.

Дочь Муратова Зайдуллы рассказывает, что её бабушка Айша носила сына в холодное время на руках в школу (мечеть), так как обуви не было. Лишь бы сын научился грамоте. Обучение велось на арабском языке. Много времени отводилось чтению Корана. В архиве есть такой документ «Сведения на 1 января 1925 года о школе нацмен Тарского уезда» О школе Сеитово, к сожалению, ничего не говорится. Статистические данные показывают, что большинство мужчин и женщин у татар русской грамоты не знают. Даже в русских сёлах не хватало учителей, не говоря уж о маленькой деревеньке Сеитово.

При исполкоме районного и сельского Советов образовывались местные комиссии по ликвидации неграмотности и малограмотности. Им предписывалось обеспечить полную ликвидацию к концу 1931-32 годов неграмотности и малограмотности. Широко развернулось индивидуальное и групповое обучение по месту жительства.

Так участник Великой Отечественной войны Ниязов Мунир Якубович вспоминал, что он, ещё несколько мальчишек, знавших грамоту, должны были научить читать и писать несколько взрослых. Они ездили обучать даже в Знаменский район. Это было в 1920-30 годы, в Сеитово был образован колхоз с красивым названием «Красный Чулпан». Центром просветительской работы была изба – читальня. Постановлением ЦИК и СНК СССР от 14 августа 1930 года повсеместно вводилось   обязательное всеобщее обучение   девочек и мальчиков в возрасте 8, 9, 10 лет в объеме четырехлетнего курса начальной школы.

В Сеитово началось строительство школы по типовому проекту. В 1936 году здание было построено. Был большой коридор и три классных комната. При школе была и квартира учителя. Было из квартиры два выхода: один на улицу, а другой непосредственно в школу. В 1937 году начали заниматься в новой школе. Дети с учителем отмечали революционные праздники, ставили концерты. Книг почти не было. Букварь. Был только у учителя. Писали на газетах, иногда бумагу давали из конторы. Детям колхоз помогал с едой, одеждой. Со всех трибун утверждались, что у нас осуществлено всеобщее начальное обучение, завершена ликвидация неграмотности населения. Но еще не так давно были живы очевидцы, дети того времени женщины, которые не умели расписываться. Ходить в школу было не в чем. Девочек отдавали в няньки в русские семьи. Культбойцы вместе с учителем вели широкую разъяснительную работу среди населения за всеобщую грамотность, организованность, организовывали драмкружки, устраивали постановки, громкие читки газет, проводили беседы на антирелигиозные темы, выпускали стенгазеты. 

В прошлом столетии, в сороковые, зима была как всегда снежная, морозная. Вот волков было много, и серые, к деревенским задворкам подбирались. Старики беспокоились: «Волки стаями ходят – к голоду или к войне». Летом 1941 года было сильное наводнение. К школе подъезжали на лодке. Это тоже была недобрая примета. Ушли служить в армию срочную первые ученики школы. Назыров Зинатулла получил в июне 1941 года отпуск. До Омска добрался, а в Сеитово надо было идти пешком. Когда узнал о начале войны, пришлось, не повидав родных, вернуться обратно в часть.

Учить детей не прекращали и в суровые военные годы. Приехали две учительницы из Казани. Школьники участвовали в сельхозработах, заготавливали дрова для школы, помогали семьям фронтовиков, писали письма на фронт по просьбе неграмотных женщин. Была страшная нужда. Детей в семьях было много, четыре класса заканчивали не все. Летом ходили под Самсоново, копали белую глину, делали из нее колобки и меняли у русских в соседних деревнях на картошку. Татары картошку тогда сажали мало. Весной ребятишки перебирались через Иртыш и копали в Петрово мерзлую гнилую картошку.

Многие матери отдавали детей в русские семьи, чтобы спасти от голода. Некоторые из них, научившись хорошо разговаривать по-русски, уехали потом в Омск. По воспоминаниям бывших учениц военного времени Курмановой Айникамал, Курмановой Марвисафы, Баязитовых, учителя одевались красиво и строго. У них были белые кружевные воротнички. Им платили зарплату, и учительницы подкармливали детей в школе на свои деньги.

После войны в школе произошли перемены. Пришли с фронта мужчины. Многие были с ранениями. Тяжелую физическую работу они выполнять не могли. Те, кто был грамотнее, хотя и не имели педагогического образования, пришли на работу в школу. В основном у них образование было семь классов. Долго они не работали. Грамотных людей государству требовалось все больше. Решено было в Сеитово открыть семилетнюю школу, как бы сейчас сказали «школу- интернат». Учиться приезжали из татарских деревень Сибиляково, Аширово, Ишеево.

В 1948 году для её организации приехал боевой офицер Шамурзин Начип со своей женой Баширой Давлетовной. Жили на квартире у Сатышевой Шарифы. Шамурзин был директором до 1953 года. В 1953 году директором стал Шихов Акмал Хамитович. В начальных классах работали Курманова Фархана апа, Иштирякова Хипсия апа, Курманова Мунавара Давлетовна. Учеников было много. Школа гудела как пчелиный улей. Было тесно. Да ещё в каждом классе много место занимала печь. Натопить классы с высокими потолками было невозможно. Печка раскалится, а в другом углу холодно. Вот и жались ребятишки на переменах к печке. Когда было особенно холодно, парты пододвигали вплотную к печке. Менялись местами, чтобы все могли посидеть возле печки. Родной язык преподавала Муратова Фаузия апа. Приходилось очень трудно. Дети говорили на сибирском диалекте, а литературный казанский для них был как иностранный. Трудно было привыкнуть к другому произношению. Алимбекова Кашифа Хасановна могла часами объяснять ребятам, как выращивать картофель.

В 1961 году в Сеитово приехал новый учитель Ахмедов Гайнян Сулейманович. Он тридцать три года был в нашей школе на посту директора. Настоящий педагог и с высшим образованием. Родился он в Тюменской области, закончил Тобольский пединститут по специальности родной язык и литература. Женился на своей однокурснице тарчанке Идие Тажимовой, и вместе они приехали по распределению в Омскую область. Сначала работали в Берняжской начальной школе. С его приездом в Сеитово школа была капитально отремонтирована. Сделали перегородки - увеличили число классных помещений. Гайнян Сулейманович стал вести физику и рисование, а Идия Гайнетдиновна - родной язык. Гайнян Сулейманович прекрасно рисовал. Его карикатуры на шаловливых учеников сохранились и поныне. Он любил шутку, отлично пел. Более сорока лет он проработал в школе. Он и сейчас на пенсии бодр, полон оптимизма. У него в теплице раньше всех созревают огурцы на столе всегда свой мед, рыба – круглый год. Он ходит на лыжах на охоту. Отличный семьянин. Труд учителя и директора отмечен знаком «Отличник народного просвещения». При нем сложился в школе стабильный коллектив.

С 1957 года работала в нашей школе Ниязова Наджия Хайбашаровна учителем русского языка и литературы. Только педагог с горячим сердцем, молодой душой может завоевать любовь учеников. Она учила любить жизнь, понимать сочинения русских писателей и поэтов. Наджия апа была неутомимой общественницей: лектором, артистом, депутатом. Получила звание «Отличника народного образования». Мунавара Давлетовна осталась в сердце каждого прошедшего через её руки ученика. Первый учитель – путеводная звезда, останется мерцающим огоньком, что указал путь в неизведанный мир знаний. 34 года – срок немалый. Трудно приходилось поначалу. Более 20 учеников, которые знают по-русски несколько слов, а некоторые, вообще, не понимают по-русски. К 4 классу их ведь надо передать для изучения геометрии, истории, иностранного языка и других предметов старших классов. Много лет была ещё и библиотекарем, и председателем МК профсоюза.

Прославил нашу школу шахматистами Ниязов Дилявар Абкабирович. Он был энтузиастом шахматного кружка. Учил самостоятельно мыслить, осваивать технику игры. Под его руководством шахматисты школы несколько лет подряд занимали призовые места, как на районных, так и на зональных соревнованиях. Как учитель физкультуры готовил ребят к соревнованиям по лыжам, легкой атлетике. Заставлял учителей ходить на лыжах, хотя мы этому противились. Как учитель труда ремонтировал с ребятами парты, другую школьную мебель, летом всегда что-то строил с мальчиками на практике.

Особый след в истории нашей школы оставил Петр Васильевич Горшков, председатель колхоза. Деревянное здание старой школы находилось в аварийном состоянии, и стоял вопрос о закрытии школы. Петр Васильевич на свой страх и риск решил строить кирпичное здание школы хозспособом. В то время сельскому хозяйству уделяли большое внимание. Для работников бригады была выстроена целая улица. По документам здание проходило как восьмиквартирное общежитие. В 1986 году бригада из Армении начала строить школу. Ученики постоянно помогали. 11 января 1988 года, сразу после зимних каникул мы стали переезжать из старой школы. Хорошо, что погода стояла теплая, и перенесли даже цветы: поставили в ведра и сверху укутали. Пахло свежей краской, деревом, повсюду сверлили стены, чтобы повесить стенды. Это же тебе не дерево – гвоздь забил и готово! Помогали родители. Гайнян Сулейманович все ходил и вздыхал: стены обвалите. Даже запретил стены сверлить. Как только он уезжал в Тару по делам, старались сделать отверстия в стене. Молодцы наши мальчики: Курманов Руслан, Курманов Ильнур, Сатышев Раис. Отопление водяное, окна большие. Интересен вот такой приказ по школе: от 25 января 1988 года «В связи с переходом работать в новую школу, создались благоприятные условия для выполнения своих обязанностей в полную меру…. В связи с переходом в новую школу технички освобождаются от топки печей…» Рядом со школой построили новый спортзал.

Более 35 лет проработала в школе Сатышева Факиза Арифовна. Доступным и понятным языком она объясняла детям математику.

38 лет проработала в школе Имьяминова Екатерина Алексеевна. В школе собран обширный материал по истории села, школы, фронтовиках, ветеранах труда. Она руководила митингом по открытию памятника односельчанам, погибшим во время Великой Отечественной войны.

35 лет проработала в школе Умарова Майя Шарафутдиновна учителем русского языка и литературы. Она тоже не изменила своей профессии педагога и воспитателя.

Халида Сибгатулловна Бергутова готовила в начальных классах детей и передавала их спокойными и уважительными.

Школа славна своими учениками. Во всех уголках страны работают наши ученики. К кому-то судьба благосклонна, кого-то не очень щедро одарила своей милостью. Все они хранят благодарность школе, которая научила языку матери – татарскому, языку Пушкина – русскому, языку Гете – немецкому. Более тридцати выпускников нашей школы избрали профессию педагога. Из 7 учителей школы – трое наши питомцы. Наша задача – сохранить благодарную память о тех, кто ехал работать в нашу школу. Кто не изменил деревеньке с непролазной грязью осенью и весной, снежными заносами – зимой. Пусть повезет в жизни нашим выпускникам. Время учебы в нашей школе пусть останется в их памяти как самые счастливые.


Комментарии
Добавлено 2009-07-01 22:51:22
очень интересно!спасибо,что разместили этот материал.У меня мама сеитовская,а папа ишеевский.И мне интересно,читать про родные места))

 Сеитово

Добавлено W6DRWZOE3 15 лет назад

Посмотреть на карте

 Популярные точки района

Тара (Материалов: 63)

Екатерининское (Материалов: 36)

Междуречье (Материалов: 27)

Ложниково (Материалов: 23)

Бешметовка (Материалов: 15)

Вставское (Материалов: 8)

Князевка (Материалов: 5)

Бородихино (Материалов: 4)

Самсоново (Материалов: 4)

Калачёвка (Материалов: 3)

 ТАКЖЕ МОЖНО ПОСМОТРЕТЬ:

0 комментариев | Автор: jeka

2 комментария | Автор: cornentik8

0 комментариев | Автор: ist-fak

0 комментариев | Автор: dexter22

0 комментариев | Автор: Evegn21

 

Омск - создание сайтов