Ложниково - старинное сибирское село (Часть IV)

Книга «Ложниково - старинное сибирское село» написана доктором исторических наук, профессором Сибирской автодорожной академии Александром Колесниковым.

Книга издана издательством "Манифест" в 2005 году.

В данной статье представлены следующие разделы книги:

  • Когда заимка Ложникова стала селом?
  • Особенности крестьянского труда
  • Лемех берегли как зеницу ока
  • Жилище, быт и одежда первопоселенцев
  • Рыбный промысел
  • Омская крепость и Ложниково

Когда заимка стала селом?

Новый отдаленный район заселяли русские православные. Поэтому в Таре церковь появилась вскоре после основания города. Но через несколько лет в юго-западной части острога было выделено место для монастыря, получившего название Спасского. На участке был возведен храм, многие жители окраин Тары стали прихожанами Спасской церкви.

С прибытием вологодско-семеновских переселенцев начали заселяться берега реки Оша. Возник вопрос о возведении нового храма. В это время Тарский воевода дал согласие Тобольскому архиерею отвести монастырю земельный участок при условии, что монастырь возведет храм в новом районе на реке Оша.

Производился выбор места для новой церкви с учетом интенсивного роста населения близ устья Ика в деревне Теврисской. Но эта деревня стояла вблизи татарских Соускановских юрт, а новые деревни возникали западнее, вверх по течению реки Оша. Обследовавшие участок письменный голова воеводы и настоятель Спасского монастыря отвели участок для новой церкви рядом с заимкой Ложникова, где, возможно в 1638 году уже начали возводить новую церковь. Коль основным строителем был Спасский монастырь, то церковь получила одноименное название.

По существовавшему тогда порядку населенные пункты, имевшие церковь, получали статус села. За селением закрепилось двойное название Спасско-Ложниково. Вблизи церкви было обустроено кладбище, (погост). К селению которое имело церковь и погост, приписывались соседние населенные пункты, составлявшие церковный приход. Так появился Ложниковский погост. Другой погост - Логиновский, образованный в тот же период, возник южнее Тары.

Позже при административной реформе 1782 года все низовые административные подразделения - слободы, погосты и крепости стали называться волостями. Первоначально Ложниковский погост входил в Бутовскую волость, но с увеличением населения была создана Ложниковская волость. Село Ложниково стало волостным центром.

Особенности крестьянского труда

Суровые климатические условия Сибири повлияли на социальную жизнь переселенцев. Первоначально планировалось создать из русских отряды служилых людей с оплатой им денежного, хлебного и соляного жалованья. Но возникшие трудности по доставке хлеба из центральной части страны внесли свои существенные коррективы. В Сибирь стали направлять крестьян для выращивания сибирских хлебов. Но и тут жизнь внесла в царские указы свои изменения. Каждый служилый должен был стать землепашцем. К моменту заселения берегов Оши этот метод стал главенствующим. Так, новый воевода, прибывший с вологодцами в Тару, имел указ царя: «земли прибывшим раздавать, чтобы впредь каждый был хлебопашцем».

Прибывшиех в 1635-36 годах получили земельные участки по берегам Оши, обзаводились жильем, распахали землю и начинали крестьянскую жизнь. В то же время они выполняли и военные обязанности: участвовали в походах против «немирных степных воинских людей».

С 1634 по 1638 годы число служилых казаков и стрельцов в Таре увеличилось более чем в два раза, а потребность на хлебное жалованье сократилось. Уменьшилась и задолженность перед служилыми в хлебном жаловании. Удаленный от Тюмени и Тобольска окраинный Тарский уезд из «малопашенного» превратился в «пашенный уезд». И прибывшие в 1635-36 годах вологодские и семеновские переселенцы сыграли в этом отношении решающую роль.

В 17 столетии казаки и крестьяне имели ярко выраженный отличительный социальный статус. Одни должны были нести военную службу, получая за это жалованье от царя, другие занимаются хлебопашеством, выплачивая в казну пашенный хлеб.

В Сибири московская власть пошла по пути совмещения военной службы с занятием хлебопашества. Основатели села Ложникива, повторимся, сыграли большую роль в развитии земледелия на границе таежной и лесостепной зон Прииртышья.

Лемех берегли как зеницу ока

Для того чтобы получать высокие урожаи зерновых, требовались большие знания. Для этого надо было иметь инвентарь в исправном состоянии. В приведенном выше царском указе Федора Ивановича перечислено многое из того, чем должен был обладать крестьянин - скотом, лошадью, санями, телегой и сельхозинвентарем, прежде всего ценными железными деталями к сохе, например, лемехом. Его берегли как зеницу ока. Лемех (позже он стал называться лемешником) был своего рода мерилом качества вспашки.

В Тару в 1634 году служилые переводились « в спехе». Они не могли перегружать телеги и сани. Им пришлось на месте изготовлять соху, приспосабливая к ней привезенный лемех и сошник, используя привычный в руках топор.

Земледельческое освоение Тарского уезда происходило в эпоху, которую историки называют «железным веком». Но каждая железная вещь - топор и лемех для сохи - были вещами дорогими. Производство железа на Урале еще не началось. Железные и медные вещи были дорогими и привозились из центральной России.

В описании конца 17 века о жителях Тарского воеводства сообщается, что они « более упражняются в хлебопашестве и скотоводстве», но многие владеют ремеслами: «плотничным, чоботным и кузнешным» делом. Из этого следует, что крестьяне могли себя обслуживать, следить за инвентарем, изготавливать соху, вовремя на ней заменить лемех или сошник, изготовить борону, отремонтировать телегу и сани. Появляются специалисты - плотники, колесники и печники. С распространением железных изделий возникает потребность в мастеровитых кузнецах. Эти умельцы пользовались большой славой на всю округу, так как только они могли крепко наварить лемех или сошник, или топор и изготовить другие орудия труда.

В 17 веке в описаниях Тарского уезда употребляется схожая оценка: «Пашут землю сохами на лошадях в четверть глубины, боронят боронами с деревянными и железными зубьями. Пашут на пещаной земле, здабривая навозом, только весьма мало, по большей части без здабривания, переменяясь по вспашке земли, отставляя оные на отдохновение на 15-20 лет».

Жилище, быт и одежда первопоселенцев

Мы уже вкратце говорили о том, что к моменту массового освоения Сибири жилищами служили курные избы (без чувалов и дымоходов). В жилой избе, обложенной глиной, оставалась печь для приготовления пищи и обогрева помещения. Дым при топке из печи выходил в комнату и через волоковые окошки, устраиваемые в верхних венцах сруба, или через дверь выходил на улицу. Избы с таким печами назывались курными или черными. Хорошо прогретая топкой объемная печь после закрытия двери волоковых окошек давало тепло и согревало избу в стужу. Выше пола, вдоль стены устраивались нары, служившие местом отдыха, жильцов. Под потолком вдоль стен подвешивались жердочки, на которые вешали разные вещи и даже продукты.  

Первые курные избы стояли и в Ложниково. С середины 18 века происходит массовый переход от курных (черных) изб к печам с дымоходами над крышами. Перестраивалось и внутреннее убранство избы. Вместо нар устраиваются полати, благодаря которым рационально использовалось тепло от печей. Они служили местом для сна. Между печью и боковой стеной оставалось пространство для входа под пол. Над этим входом настилался небольшой настил - голбец. В избах с печным отоплением более ухоженными стали стены. В некоторых избах они обшивались тесом или обмазывались глиной и белилами.

Благоустроеннее стала «куть» - пространство перед устьем печи. Печные угли хранятся в загнетке, печь прикрывается заслонкой, устраивается шесток, под ним -место для хранения кухонного инвентаря.

Позже многосемейные стали ставить вторую избу, соединенную сенями с первой. Вторую избу стали называть горницей. В Ложниково появляются двухкамерные дома. Потом дома-пятистенки. Уже в 18 веке из-за Иртыша стали привозить сосновые бревна и устраивать просторные дома. Некоторые из них простояли по 200 лет. Они являются памятниками старины. Их надо попытаться отреставрировать и сохранить для потомков.

Прибывавшие в Сибирь поселенцы привозили с собой вещи, пригодные для холодного климата. В делах Тюменской канцелярии упоминается и одежда переселенцев - шабуры (летняя одежда, которую ткали из льна и шерсти - примечание автора), шубы и -п/пупы. Основной обувью были сапоги с теплыми шерстяными чулками и так называемые черки ( делались из кожи - примечание автора). Подробно одежда сибиряков описана в других, более поздних документах.

Рыбный промысел

Для жителей Сибири реки и озера имели и имеют огромное значение. В рационе питания речные продукты, прежде всего рыба составляли солидную долю. По всей вероятности, этот факт учитывался братьями Ложниковыми при выборе места проживания. Заимка была поставлена рядом с ручьем, на котором ставилась запруда. Накапливавшаяся вода позволяла не только ловить рыбу, но использовать воду для работы мельницы. Позже водяная мельница была построена на реке Оша, а прежняя заброшена.

Омская крепость и Ложниково

В начале 18 века начались крупные преобразования, превратившие тихую Московскую Русь в сильнейшую Российскую империю. Петровские преобразования коснулись и Сибири. Укреплялись западная и южные границы государства. Однако южная граница Западной Сибири даже не имела установленной границы. В это же время царю Петру I поступают сведения о том, что на юге Сибири имеются запасы золота, в котором так нуждалась империя. Получив сведения, он срочно направил туда экспедицию во главе с И.Бухольцем.

Россия все еще находилась в состоянии войны со Швецией и не могла для Сибири выделить большие людские резервы. Сибирская экспедиция, которую возглавил подполковник Бухольц, должна была комплектоваться за счет сибиряков. В 1714-15 годах в сибирских уездах началась мобилизация, т.е. зачисление казаков в команду Бухольца.

Тарский уезд, находящийся ближе всего к намеченному району Верхнего Иртыша, подвергся массовой мобилизации мужского населения и материальных ресурсов для экспедиции.

По сведениям 1710 года в Тарском уезде числилось 3304 человека - «служилых и неверстанных казачих сыновей». В состав экспедиции Бухольца влилось более половины служилых и 700 вновь мобилизованных. Когда отряд уже стоял у Ямышевского озера, к нему направили отряд с продовольствием. Этот отряд был захвачен кочевниками. Из команды Бухольца, а это 2500 человек, в живых осталось лишь 700. Из уездов наибольшие потери понес Тарский. Не обошла беда и село Ложниково.

В 1716 году заложена Омская крепость, поначалу входившая в состав Тарского уезда. Сюда направлялись на службу лучшие люди из числа казаков, плотников, кузнецов. Последовал указ сибирского губернатора М.Гагарина о переводе в новую крепость и крестьян. Их было направлено более тысячи. Это не могло не сказаться на развитии Тарского уезда и Приошского района.

Новые крепости нуждались в больших поставках хлеба. Государство стимулировало дальнейшее развитие землепашества. В 18 веке южные районы Сибири активно развиваются.

Надо сказать, что жители Тарского уезда активно участвовали в строительстве многих крепостей - Железинскуой, Семипалатинскуой, Усть-Каменогорской, Бухтарминской, а также Черлакском форпосте. Среди основателей новых населенных пунктов и крепостей встречаются фамилии Ложниковых, Горчаковых и Бутаковых.

Омская крепость способствовала развитию земледелия в междуречье Иртыша и Ишима, Ишима и Тобола. Был проложен тракт через Абацкую степь. И снова -массовый перевод Тарских казаков на Новую линию. Шел активный процесс добровольного переселения в новые деревни Абацкого тракта, в том числе в Тюкалинскую слободу, в деревни Солдатскую и Кабырдак. В числе основателей новых деревень также называются фамилии Ложниковых, Горчаковых, Зыряновых, Кубриных, Скатовых. Правда, иногда писари неточно записывали фамилии поселенцев. Седельниковы стали Сидельниковыми, а Ставские - Вставскими.

Освоение богатейших степных черноземов дало мощный толчок экономическому развитию края. Для села Ложникова это означало сокращение населения и увеличение земельных наделов для оставшихся. Появились новые торговые связи с военными поселениями. Большое значение имел тракт, который стал проходить через Тару-Знаменское-Викулово. Ложниково оказалось удаленным от проезжей части дороги. Но предприимчивые ложниковцы не стали унывать. Они имели хороших лошадей и сбрую, а также сани и телеги, устанавливали связи с дружками, жившими в притрактовых селах, выезжали к ним, предоставляли подводы для перевоза купеческих и казенных грузов и с хорошими заработками и гостинцами возвращались домой.

Ложниковский погост в 18 веке был экономически развитым. В сохранившихся архивных бумагах ложниковские жители подразделяются на богатых, имевших много скота и хорошую одежду, на крестяьн среднего достатка и бедняков, имевших по одной лошади и засевавших по две-три десятины земли. Материальный достаток в основном зависел от наличия рабочей силы и сноровки хозяев. А их в селе было немало. Наемный труд почти не использовался. Этот процесс начался позже, в конце 19-начале 20 веков. Но об этом и других исторических событиях развития села Ложниково мы расскажем в следующем издании.


Комментарии

Нет комментариев

 Ложниково

Добавлено LPS 10 лет назад

Посмотреть на карте

 Популярные точки района

Тара (Материалов: 63)

Екатерининское (Материалов: 36)

Междуречье (Материалов: 27)

Ложниково (Материалов: 23)

Бешметовка (Материалов: 15)

Вставское (Материалов: 8)

Князевка (Материалов: 5)

Самсоново (Материалов: 4)

Бородихино (Материалов: 4)

Калачёвка (Материалов: 3)

 ТАКЖЕ МОЖНО ПОСМОТРЕТЬ:

0 комментариев | Автор: flaster

0 комментариев | Автор: flaster

0 комментариев | Автор: LPS

1 комментарий | Автор: FanFan

1 комментарий | Автор: yuri

 

Омск - создание сайтов